• ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
  • 8 800 300-30-00
  • www.cbr.ru
Что вы хотите найти?

Меморандум о взаимопонимании между Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и Центральным банком Черногории

Неофициальный перевод1

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Центральный банк Черногории, именуемые далее «органами надзора», достигли взаимопонимания по вопросу о необходимости обмена информацией и других видах взаимного сотрудничества в сфере банковского надзора на трансграничной основе с целью эффективного выполнения своих функций и укрепления надежности и стабильности банковских систем своих стран. Такое взаимопонимание также отвечает рекомендациям Базельского комитета о принципах консолидированного и всестороннего надзора и сотрудничества между органами банковского надзора.

1. Полномочия органов банковского надзора

1.1. Российская Федерация

В соответствии с законодательством Российской Федерации Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами (банковскими холдингами) банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных Банком России обязательных нормативов. Для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет к кредитным организациям меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

1.2. Республика Черногория

Согласно Закону о Центральном банке Черногории, Центральный банк Черногории является независимым институтом Республики Черногория и несет единоличную ответственность за проведение денежно-кредитной политики, за создание и поддержание устойчивой банковской системы и эффективной платежной системы Республики Черногория. Центральный банк Черногории предоставляет и отзывает лицензии на операции банков и финансовых организаций, осуществляет регулирование и надзор за их операциями, а также осуществляет процедуры банкротства и ликвидации банков и финансовых организаций в Республике Черногория.

2. В целях настоящего Меморандума:

2.1. «Поднадзорная организация(и)»: юридическое лицо, имеющее право осуществлять банковские операции, чья деятельность подлежит лицензированию и банковскому надзору в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Черногория.

2.1.1. В Российской Федерации:

Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Банк — кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация — кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

2.1.2. В Республике Черногория

Банк является юридическим лицом, чья деятельность заключается в привлечении вкладов юридических и физических лиц и использовании этих средств, полностью или частично, для предоставления кредитов или инвестирования за свой собственный счет и риск в соответствии с Законом о банках Республики Черногория.

Финансовая организация означает юридическое лицо, занятое преимущественно предоставлением кредитов или инвестированием за свой собственный счет и риск или оказанием других финансовых услуг.

2.2. «Поднадзорная материнская организация»: поднадзорная организация, имеющая трансграничное учреждение (дочернюю кредитную организацию, дочернюю компанию или представительство), расположенное в другом государстве.

2.3. «Трансграничное учреждение(я)»:

2.3.1. Российская Федерация

В Российской Федерации иностранные банки могут участвовать в уставном капитале кредитных организаций и учреждать дочерние кредитные организации, деятельность которых подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также открывать представительства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации:

Дочерняя кредитная организация — юридическое лицо, в котором поднадзорная материнская организация имеет преобладающее участие и либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые дочерней кредитной организацией.

Представительство кредитной организации — ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации, представляющее ее интересы и осуществляющее их защиту. Представительство кредитной организации не имеет права осуществлять банковские операции. Представительство кредитной организации не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основе правил, предписанных той кредитной организацией, которая учредила данное представительство.

2.3.2. Республика Черногория

Иностранные банки могут учреждать в Республике Черногория зависимые юридические лица (дочерние компании), чья деятельность подлежит лицензированию согласно законодательству Республики Черногория, а также могут открывать представительства.

Зависимое юридическое лицо — это лицо, в котором другое юридическое лицо (материнская компания) владеет большинством выпущенных голосующих акций либо, безотносительно доли принадлежащего ему голосующего капитала, оказывает, косвенно или прямо, доминирующее влияние на политику или стратегию банка, единолично либо совместно с другими сторонами.

Представительство — это подразделение банка, не имеющее статуса юридического лица, учрежденное в целях представительства интересов банка и не имеющее права осуществлять банковские операции.

2.4. «Страна происхождения»: страна регистрации поднадзорной материнской организации.

2.5. «Страна пребывания»: страна регистрации трансграничного учреждения.

2.6. «Инспекция(и) и (проверка(и) на месте)»

2.6.1. В Российской Федерации — инспекция, осуществляемая в трансграничном учреждении уполномоченными представителями органа надзора страны происхождения.

2.6.2. В Республике Черногория — проверка, осуществляемая путем прямого доступа к деловой документации, бухгалтерской отчетности и другим документам в трансграничном учреждении.

3. Обмен информацией

3.1. В целях обеспечения и повышения эффективности банковского надзора за поднадзорными организациями и трансграничными учреждениями органы надзора выражают желание сотрудничать друг с другом и обмениваться информацией в следующих областях: лицензирование; контроль за структурой собственности; надзор за текущей деятельностью; инспекции; противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Органы надзора намерены обмениваться информацией о состоянии и развитии национального банковского сектора, об основных стандартах и требованиях банковского надзора, а также о существенных изменениях в них.

Органы надзора не должны обмениваться информацией о состоянии и операциях по индивидуальным счетам клиентов поднадзорных организаций, составляющей банковскую тайну в соответствии с национальным законодательством.

Органы надзора также обмениваются всей возможной информацией, необходимой для идентификации реальных собственников поднадзорных организаций, обратившихся за разрешением (лицензией) на открытие трансграничных учреждений и/или осуществляющих трансграничные операции с поднадзорными организациями Российской Федерации или Республики Черногория соответственно, а также реальных собственников поднадзорных материнских организаций, имеющих трансграничные учреждения на территории Российской Федерации или Республики Черногория. Если органы надзора не располагают указанной информацией, они предпринимают все возможные меры для ее получения.

3.2. В Российской Федерации обмен информацией с органами надзора иностранных государств регулируется Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со статьей 51 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России вправе запросить центральный банк и орган банковского надзора иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены от кредитных организаций в ходе исполнения надзорных функций, а также вправе предоставить органу банковского надзора иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений об операциях кредитных организаций и их клиентов, при условии обеспечения указанным органом банковского надзора режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и органов банковского надзора иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации и предоставлению документов, установленные законодательством Российской Федерации, с учетом требований, установленных законодательствами этих иностранных государств.

3.3. В Республике Черногория

Согласно законодательству Республики Черногория (подзаконный акт и Положение о методах и процедурах банковского надзора) Центральный банк Черногории сотрудничает с представителями иностранных организаций, уполномоченных осуществлять надзор за коммерческими операциями банков, на основе заключенных соглашений о сотрудничестве.

Это сотрудничество включает в себя обмен информацией с иностранными органами надзора.

3.4. Сотрудничество в рамках настоящего Меморандума осуществляется по инициативе органа надзора на основании запроса об оказании содействия (далее — запрос).

3.5. Запрос оформляется в письменном виде. Для передачи запроса могут быть использованы любые средства связи.

3.6. В оказании содействия в рамках настоящего Меморандума может быть отказано полностью или частично, если орган надзора считает, что выполнение запроса противоречит национальному законодательству или государственным интересам его страны. В таких случаях запрашивающий орган надзора уведомляется об этом в письменной форме с указанием причин отказа.

3.7. Каждый орган надзора делает все возможное для быстрого и возможно более полного ответа на запрос, поступивший от другого органа надзора, или уведомляет запрашивающий орган надзора об обстоятельствах, препятствующих или задерживающих выполнение его запроса.

3.8. Каждый орган надзора самостоятельно несет расходы, которые могут возникнуть при реализации настоящего Меморандума, если не будет согласован иной порядок.

4. Обеспечение конфиденциальности информации

4.1. Органы надзора принимают меры, необходимые для обеспечения конфиденциальности при хранении, использовании и передаче друг другу информации или документации, включая пересылку информации с помощью любых средств связи.

4.2. Конфиденциальную информацию, предоставляемую в рамках настоящего Меморандума, нельзя использовать без согласия предоставляющего органа надзора, а также в целях, отличных от тех, для достижения которых ее запрашивают и предоставляют.

4.3. Конфиденциальная информация или документация может быть передана какой-либо третьей стороне в каждом конкретном случае, если на это имеется письменное разрешение органа надзора, предоставившего данную конфиденциальную информацию, за исключением случаев, когда обязанность предоставить информацию предусмотрена законом.

Если орган надзора обязан по закону раскрыть полученные от другого органа надзора конфиденциальные сведения и/или документы определенной третьей стороне, в этом случае орган надзора, получающий информацию и/или документы заранее уведомляет орган надзора, предоставляющий информацию и/или документы, и прилагает все усилия в рамках, допустимых законодательством, для сохранения конфиденциальности такой информации и/или документов.

4.4. В случае прекращения действия настоящего Меморандума надзорная информация, полученная в рамках Меморандума, продолжает оставаться конфиденциальной.

5. Лицензирование

5.1. Обращение поднадзорной организации в орган надзора страны пребывания относительно выдачи лицензии (разрешения) на открытие трансграничного учреждения (именуемое в дальнейшем «обращение») рассматривается в соответствии с требованиями, в том числе в сроки, установленные национальным законодательством.

5.2. При получении обращения орган надзора страны пребывания информирует о его содержании орган надзора страны происхождения, а после его рассмотрения в письменной форме информирует орган надзора страны происхождения о результатах рассмотрения.

5.3. Орган надзора страны происхождения информирует орган надзора страны пребывания на основании запроса о соблюдении заявителем национального законодательства, а также о состоянии корпоративного управления, систем управления рисками и внутреннего контроля и показателях деловой активности (собственный капитал, коэффициент платежеспособности и др.) в поднадзорной организации — заявителе. Орган надзора страны происхождения информирует орган надзора страны пребывания о соответствии предполагаемых руководителей трансграничного учреждения квалификационным требованиям.

6. Сотрудничество в контроле за структурой собственности

6.1. Органы надзора могут консультироваться друг с другом, прежде чем выдать разрешение юридическому или физическому лицу или группе юридических и (или) физических лиц на приобретение акций (долей) в поднадзорной организации, зарегистрированной в другой стране.

6.2. В целях настоящего Меморандума приобретение означает покупку доли участия в капитале поднадзорной организации, зарегистрированной в Российской Федерации или в Республике Черногория, в размере, который в соответствии с национальным законодательством требует предварительного согласия соответствующего органа надзора.

7. Сотрудничество в надзоре за текущей деятельностью поднадзорных материнских организаций и трансграничных учреждений

7.1. Органы надзора информируют друг друга об озабоченности касательно финансовой устойчивости поднадзорных материнских организаций. Они также уведомляют друг друга о действиях, предпринятых ими в отношении трансграничного учреждения в качестве органа надзора страны пребывания или в отношении поднадзорной материнской организации в качестве органа надзора страны происхождения, если данная информация, по их мнению, может представлять важность для другого органа надзора, с целью содействия этому органу надзора в выполнении его функций.

Если орган надзора страны пребывания применяет меры к трансграничному учреждению, орган страны происхождения вправе информировать об этом поднадзорную материнскую организацию.

7.2. Органы надзора обсуждают друг с другом любую важную информацию о поднадзорных материнских организациях и трансграничных учреждениях, если данная информация, по их мнению, может представлять важность для другого органа надзора, с целью содействия этому органу надзора в выполнении его функций. В частности, обсуждаются следующие вопросы: озабоченность касательно финансовой устойчивости поднадзорной материнской организации или трансграничного учреждения (неспособность выполнить требования достаточности капитала или иные финансовые нормативы, значительные финансовые потери, быстрые темпы снижения прибыли или ухудшение рентабельности); озабоченность в связи с банковским надзором как на индивидуальной, так и на как на консолидированной основе; озабоченность в связи с результатами инспекций, изучения отчетов, совещаний или иного способа обмена информацией с поднадзорной материнской организацией или трансграничным учреждением; озабоченность в связи с задержкой или недостоверностью предоставляемой ими отчетности.

8. Сотрудничество при проведении инспекций

8.1. Органы надзора согласны, что сотрудничество особенно полезно при оказании взаимной поддержки в проведении инспекций трансграничных учреждений. Органы надзора оказывают друг другу поддержку при проведении инспекций. Органы надзора в допустимых национальным законодательством пределах информируют друг друга о результатах инспекций.

8.2. В Российской Федерации:

Орган надзора страны происхождения самостоятельно регулирует отношения с трансграничными учреждениями по вопросам допуска его представителей для проведения инспекций. В этой связи надзорный орган страны пребывания не препятствует свободному доступу органа надзора страны происхождения в трансграничное учреждение.

Орган надзора страны происхождения заранее извещает орган надзора страны пребывания о намерении провести инспекцию трансграничного учреждения, о проверяющих, об инспектируемом периоде, о вопросах и сроках проведения инспекции.

8.3. В Республике Черногория:

Инспекционные проверки трансграничных учреждений могут проводиться органом надзора страны происхождения с согласия органа надзора страны пребывания.

Орган надзора страны происхождения также может участвовать в инспекционных проверках, проводимых органом надзора страны пребывания.

Орган надзора страны пребывания должен как можно раньше, но не позднее чем за три месяца, уведомить орган надзора страны происхождения о любой запланированной проверке трансграничного учреждения, указав число инспекторов, цели и ожидаемую продолжительность проверки. После получения такого уведомления орган надзора страны происхождения должен в течение месяца уведомить орган надзора страны пребывания о своем намерении участвовать в инспекционной проверке трансграничного учреждения.

Орган надзора страны пребывания должен также как можно раньше уведомить орган надзора страны происхождения о любой специальной (чрезвычайной) проверке трансграничного учреждения, указав число инспекторов, цели и ожидаемую продолжительность проверки. Орган надзора страны происхождения должен также как можно раньше уведомить орган надзора страны пребывания после получения от последнего уведомления о проведении специальной проверки трансграничного учреждения о своем намерении участвовать в подобной инспекционной проверке.

9. Сотрудничество по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

С целью выполнения своих надзорных функций органы надзора обмениваются информацией:

— о национальном законодательстве и нормативных актах в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— о практике идентификации и изучения клиентов и выгодоприобретателей;

— о соблюдении поднадзорными материнскими организациями и их трансграничными учреждениями национального законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

— о типичных схемах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

10. Другие положения

10.1. Органы надзора будут по запросам информировать друг друга о любом аспекте функционирования своих регулятивных систем и уведомлять друг друга о любых важных изменениях в национальных законодательствах в рамках их юрисдикции, которые могут существенным образом отразиться на деятельности трансграничных учреждений.

10.2. Органы надзора проводят встречи на регулярной основе по крайней мере один раз в год для обсуждения и решения вопросов, касающихся надзора за трансграничными учреждениями. На таких встречах также могут быть обсуждены вопросы, связанные с реализацией настоящего Меморандума.

10.3. Для обеспечения практического осуществления сотрудничества после вступления в силу настоящего Меморандума органы надзора обмениваются списками контактных лиц (с указанием фамилий, имен, должностей, номеров телефонов и факсов, а также адресов электронной почты).

10.4. Информацию о Банке России, а также о банковской системе, законах и нормативно-правовых актах Российской Федерации можно найти на web-сайте Банка России по адресу www.cbr.ru.

Информацию о Центральном банке Черногории, а также о банковской системе, законах и нормативно-правовых актах Республики Черногория можно найти на web-сайте по адресу www.cb-cg.org.

Банк России и Центральный банк Черногории не возражают против размещения настоящего Меморандума на своих web-сайтах.

10.5. Настоящий Меморандум вступает в силу с даты его подписания и остается в силе до тех пор, пока один из органов надзора заблаговременно письменно не уведомит другой орган надзора о своем решении прекратить действие настоящего Меморандума. В этом случае настоящий Меморандум остается действительным в течение 30 дней с даты вышеуказанного уведомления. Запросы об оказании содействия, направленные до этой даты, выполняются органами надзора в соответствии с условиями настоящего Меморандума.

10.6. Настоящий Меморандум выполнен в двух экземплярах на английском языке.

От имени Центрального банка Российской Федерации От имени Центрального банка Черногории
С.М. Игнатьев

Председатель Центрального банка Российской Федерации

(дата)
28.09.2007
Л. Кргович

Президент Совета Центрального банка Черногории

(дата)
28.09.2007

1 Оригинал на английском языке.

Страница была полезной?
Последнее обновление страницы: 01.11.2018