АРХИВ

Актуальная информация доступна на сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки»

Информация для акционеров бывших чековых инвестиционных фондов > ЧАСТНЫМ ИНВЕСТОРАМ И АКЦИОНЕРАМ БЫВШИХ ЧИФов > РО ФСФР России в СЗФО Информация для акционеров бывших чековых инвестиционных фондов > ЧАСТНЫМ ИНВЕСТОРАМ И АКЦИОНЕРАМ БЫВШИХ ЧИФов > РО ФСФР России в СЗФО

 

ГЛАВНАЯ
СТРУКТУРА
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
ИНФОРМАЦИЯ О ТЕКУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧАСТНИКАХ ФИНАНСОВОГО РЫНКА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ
РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ

 

 

 
 

Информация для акционеров бывших чековых инвестиционных фондов


 Публикация сведений о фактах безлицензионной деятельности участников рынка ценных бумаг
 Осторожно! «Финансовые пирамиды»
 Информация для акционеров бывших чековых инвестиционных фондов
 Информация об акционерных обществах, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, на сайте Банка России

 

Для акционеров бывших чековых инвестиционных фондов

 

Современное состояние бывших ЧИФов Северо-Запада

"По состоянию на 29.01.2014 Межрегиональное управление располагает информацией о регистрации на территории Северо-Западного федерального округа 78 бывших ЧИФов (см. приложение 1). Из этого количества 17 ЧИФов были реорганизованы в открытые акционерные общества, 50 - ликвидированы, 7 - находятся в стадии ликвидации. Сведения о деятельности и фактическом месте нахождения 4 фондов в Межрегиональном управлении отсутствуют. ."

Большинство запросов граждан в Межрегиональное управление о чековых инвестиционных фондах связано с АООТ ЧИФ «Генеральный инвестиционный фонд» (ликвидировано 21.12.2009), АООТ ЧИФ «Центральный городской инвестиционный фонд» (ликвидировано, компенсация вкладчикам не выплачивается), АООТ ЧИФ Социальной защиты «Ветеран» (формально не ликвидировано, однако уже более 10 лет деятельность не ведет, поиск руководителей правоохранительными органами результата не дал, компенсация вкладчикам не выплачивается), АООТ ЧИФ «Гермес» (ныне ОАО «Компания Гермес»), АООТ ЧИФ «Державный» (ныне ОАО «Финансовый союз «Державный»)

 

Общая информация

 1. Межрегиональное управление Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (г.Санкт-Петербург) осуществляет свои полномочия на территории Северо-Западного федерального округа, включающего Санкт-Петербург, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую и Псковскую области, Республики Карелия и Коми, а также Ненецкий автономный округ. В этой связи запросы о местонахождении и деятельности организаций, местом нахождения (регистрации) которых являются иные регионы, целесообразно направлять в соответствующие Межрегиональные управления Службы Банка России по финансовым рынкам (см. приложение 2).

2. Межрегиональное управление контроль за деятельностью кредитных организаций (банков)  и регистрацию выпусков их ценных бумаг не осуществляет. По данным вопросам целесообразно обращаться в Центральный банк России (ЦБ РФ, 107016 Москва, ул. Неглинная,12, тел. (495)771-91-00, официальный сайт в сети Интернет http://www.cbr.ru) или в соответствующие территориальные учреждения ЦБ РФ (см. приложение 3). Главное управление ЦБ РФ по Санкт-Петербургу находится по адресу: 191038, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 68, 70-72-74.

3. Межрегиональное управление не наделено полномочиями на проведение следственных действий, экспертиз и т.п. По данным вопросам необходимо обращаться в правоохранительные органы.

4. Межрегиональное управление также не занимается розыском акционерных обществ и установлением их местонахождения. В соответствии с действующим законодательством обязанность по ведению Единого государственного реестра юридических лиц, в котором содержится информация о местонахождении юридических лиц, их реорганизации и ликвидации, и по предоставлению сведений из него возложена на Федеральную налоговую службу (ФНС) России (официальный сайт в сети Интернет http://www.nalog.ru) Поэтому за информацией о конкретном обществе Вы можете обратиться в соответствующую региональную Межрайонную инспекцию ФНС, осуществляющую регистрацию юридических лиц. В Санкт-Петербурге такой инспекцией является МИФНС № 15 по Санкт-Петербургу, находящаяся по адресу: 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 39.

Об инвестициях и рисках

В общем случае под инвестициями понимается долгосрочное вложение денег с целью получения дохода. Инвестиции могут быть реальными, предполагающими прямую покупку материальных активов, и финансовыми, означающими приобретение ценных бумаг. Таким образом, приобретение акций, в том числе акций чековых инвестиционных фондов, является финансовой инвестицией. Доход по ней может быть получен либо в форме дивиденда (части полученной акционерным обществом чистой прибыли, распределяемой среди акционеров пропорционально количеству имеющихся у них акций), либо в форме прироста капитала, когда акции продаются их владельцем по рыночной стоимости, более высокой, чем цена приобретения.  

Инвестиции характеризуются двумя взаимосвязанными параметрами - риском и доходностью (прибыльностью), находящимися, как правило, в прямой зависимости друг от друга. То есть чем выше ожидаемая доходность, тем выше инвестиционный риск (вероятность получения дохода менее ожидаемого или даже полной потери вложенных средств), и наоборот.

Инвестиции в акции также связаны с рисками. Далеко не каждое акционерное общество - эмитент акций способно в постоянно изменяющихся экономических условиях функционировать успешно и прибыльно. Возможны ситуации, когда общество какое-то время работает без прибыли, а то и с убытком. Естественно, что ни о каких дивидендах акционерам при этом и речи быть не может. Снижается также и рыночная стоимость акций такого предприятия. А если усилия руководства обществом по исправлению положения не принесут желаемого результата, то это предприятие может быть ликвидировано либо по требованию его кредиторов, либо по решению акционеров. При этом акционеры формально имеют право на получение стоимости оставшейся части имущества  общества, однако в реальной жизни этих активов не хватает даже на расчеты с кредиторами. Таким образом, риск оказывается реализованным, то есть акционеры в случае ликвидации общества теряют средства, вложенные в акции. А поскольку акционерное общество является предприятием частной формы собственности, постольку никаких компенсаций со стороны государства им при этом ожидать не следует.

Согласно п.1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Таким образом, при ликвидации акционерного общества перестают существовать и его акции, а владельцы акций теряют средства, на которые эти акции были приобретены.

Из истории чековых инвестиционных фондов

На основании Указа Президента Российской Федерации от 14.08.1992 № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации» (далее - Указ № 914, утратил силу) всем гражданам России были выданы приватизационные чеки (ваучеры).

В целях создания необходимых условий для обращения приватизационных чеков Указом Президента Российской Федерации от 07.10.1992 № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» (далее - Указ № 1186, утратил силу) предусматривалось учреждение чековых инвестиционных фондов(ЧИФов). ЧИФы должны были аккумулировать приватизационные чеки для последующего их вложения в акции приватизируемых предприятий.

Что подразумевалось под понятием "ваучер" и какие права он предоставлял гражданам России?

В соответствии с Указом № 914 приватизационный чек являлся государственной ценной бумагой целевого назначения и имел номинальную стоимость в рублях (приватизационные чеки выпуска 1992 г. имели номинальную стоимость 10 тыс. руб.).

Приватизационный чек являлся документом на предъявителя. Каждый приватизационный чек имел определенный срок действия, устанавливаемый при его выпуске Правительством Российской Федерации и указываемый на самом чеке. По истечении срока действия приватизационных чеков они считались погашенными и изымались из обращения. Приватизационный чек предоставлял своему владельцу право приобрести акции приватизируемых предприятий, а также акции ЧИФов на всей территории Российской Федерации, то есть выступал как средство платежа. Также необходимо отметить, что приватизационный чек юридически не удостоверял никакого права на долю гражданина в государственной собственности.

При выпуске приватизационных чеков расчет доли приватизируемых предприятий, соответствующей стоимости одного приватизационного чека, не предусматривался.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.02.1993 № 216 «О мерах по регулированию порядка обращения и погашения приватизационных чеков» (утратил силу) приватизационные чеки могли продаваться и покупаться без ограничения их количества. Цена приватизационных чеков определялась по соглашению сторон.

Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 № 2284 (утратил силу) была утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (далее - Программа), которая предусматривала способы приватизации и льготы при приватизации.

Согласно Программе все предприятия, подлежащие приватизации, были поделены на три группы. Небольшие предприятия подлежали продаже на аукционах и конкурсах. Приватизация крупных предприятий осуществлялась после их преобразования в открытые акционерные общества. При этом Программой предусматривался льготный выкуп работниками определенного процента акций приватизируемых предприятий по закрытой подписке.

Граждане Российской Федерации, которые не являлись членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий, имели возможность участвовать в приватизации предприятий через специализированные чековые аукционы и ЧИФы. Количество акций, продаваемых за один приватизационный чек (курс аукциона), устанавливалось на специализированных чековых аукционах (Положение о продаже акций в процессе приватизации и Положение о специализированных чековых аукционах, утвержденные Распоряжением Госкомимущества от 04.11.1992 № 701-р (утратили силу)).

Граждане, участвовавшие в приватизации через ЧИФы, при обмене приватизационных чеков на акции ЧИФов (то есть при использовании приватизационных чеков в качестве средства платежа) становились акционерами этих ЧИФов с соответствующими правами (право на получение дивидендов, право на участие в общем собрании акционеров, право на получение части имущества после ликвидации акционерного общества). При этом гражданин терял право собственности на приватизационные чеки.

Деятельность ЧИФов осуществлялась на основании специальных лицензий, которые выдавались Госкомимуществом РФ (его территориальными органами - соответствующими комитетами по управлению государственным имуществом (КУГИ)). Эти же органы осуществляли регистрацию выпусков акций  ЧИФов. Как уже отмечалось, оплата акций ЧИФов производилась ваучерами и денежными средствами, а ЧИФы, в свою очередь, должны были осуществлять обмен приватизационных чеков на акции приватизируемых предприятий и осуществлять иные инвестиционные операции на рынке ценных бумаг с целью получения прибыли.

С момента выхода Указа № 1186 количество ЧИФов в России стабильно росло и в середине 1994 г. достигло максимальной величины - 662 фонда. Однако в результате реорганизаций путём слияния или присоединения, отзывов лицензий, трансформации в иные структуры (акционерные общества, акционерные инвестиционные фонды, инвестиционные компании) к началу 1998 г. осталось всего лишь около 350 чековых инвестиционных фондов.

В ходе приватизации ЧИФы превратились в крупных портфельных инвесторов, аккумулировав и инвестировав около 45 млн. ваучеров (32% от общего количества). По данным чековых аукционов, эти фонды стали владельцами 10% акций приватизированных предприятий, выставленных на всероссийские аукционы.

Проблемой для ЧИФов являлось двойное налогообложение их доходов. Поскольку с точки зрения организационно-правовой формы ЧИФ - это акционерное общество, он был обязан на общих основаниях платить налог на полученную им прибыль, а затем уже из чистой прибыли фонда, распределённой в виде дивидендов, акционеры ЧИФа также должны были заплатить налог.  Поэтому суммарные налоговые выплаты достигали 50% от первоначально полученной фондом прибыли, существенно снижая доходность вложений в ЧИФ.

В 1998 г. вышел Указ Президента РФ от 23.02.1998 № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов», в соответствии с которым ЧИФы должны были преобразоваться в паевые инвестиционные фонды, либо в инвестиционные фонды, либо остаться открытыми акционерными обществами и исключить из своих наименований слова "чековый инвестиционный фонд". Этой мерой решалась также проблема двойного налогообложения.

Кроме того, этим же Указом ЧИФы от Госкомимущества РФ были переданы под юрисдикцию Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (в настоящее время - ФСФР России), на которую возлагались функции государственного контроля за деятельностью акционерных обществ и профессиональных участников рынка ценных бумаг, т.е. тех субъектов, в которые должны были преобразоваться ЧИФы. К сфере этого контроля не относится финансово-хозяйственная деятельность юридических лиц, однако даже в таком усечённом виде контроль  со стороны государства за функционированием ЧИФов до 1998 г. практически отсутствовал. Эта бесконтрольность позволила, как уже отмечалось выше, почти половине ЧИФов безнаказанно для лиц, управлявших огромными аккумулированными средствами, прекратить свою деятельность. В чьи карманы ушли накопленные суммы, можно только догадываться. Вторая половина ЧИФов продолжила влачить существование, поскольку в подавляющем большинстве случаев приобретённые ими в ходе аукционов и впоследствии многократно возросшие в цене акции наиболее прибыльных приватизированных предприятий были уже давно проданы «правильным» покупателям, причём формально не по рыночной цене, имевшей место в момент продажи, а по цене приобретения, зачастую равной номиналу. Таким образом, акционеры ЧИФов либо остались вообще ни с чем, либо, превратившись в акционеров открытых акционерных обществ, уже длительное время получают копеечные дивиденды, так как приносящие доход активы в этих обществах практически отсутствуют.

О стоимости акций и выплате дивидендов.

Акция - это именная эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Цена акции складывается из различных показателей. Так, помимо номинальной цены акции имеют рыночную цену (курс), которая зависит от величины прибыли общества, дивиденда, выплачиваемого по акциям, банковского процента, спроса и предложения, от финансово-экономической ситуации в стране и других факторов. В подавляющем большинстве акции открытых акционерных обществ - бывших ЧИФов рыночной цены не имеют из-за отсутствия желающих их приобрести. Также необходимо подчеркнуть, что за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ), у общества отсутствует обязанность выкупать у своих акционеров принадлежащие им акции.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 822 от 04.08.1997 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен» номинальная стоимость акций, выпущенных до 1998 года, с 01.01.1998 уменьшилась в 1000 раз, то есть акция номиналом 1000 рублей (указанным в сертификате) с этой даты стоит 1 рубль. Дивиденды (в случае их начисления) также рассчитываются, исходя из номинальной стоимости акции. 

Источником выплаты дивидендов является чистая прибыль акционерного общества. В соответствии с Законом № 208-ФЗ выплата дивидендов является правом, а не обязанностью акционерного общества. Акционеры общества имеют право на получение дивидендов только в том случае, если решение об их выплате принимается общим собранием акционеров, являющимся высшим органом управления обществом. При этом величина дивиденда не может превышать размера, рекомендованного советом директоров общества. В ряде случаев, указанных в Законе № 208-ФЗ, общество вообще не вправе объявлять дивиденды.

В случае принятия акционерным обществом решения о выплате дивидендов их начисление производится только лицам, сведения о которых содержатся в реестре владельцев именных ценных бумаг конкретного общества и ведение которого у открытых акционерных обществ - бывших ЧИФов осуществляет профессиональный участник рынка ценных бумаг - регистратор. В своей деятельности регистратор руководствуется Положением о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 № 27, в соответствии с которым форму выплаты дивидендов по ценным бумагам (наличная или безналичная) определяет не Общество, а акционер, указав соответствующую информацию в анкете зарегистрированного лица. При безналичной форме указываются также банковские реквизиты. При этом ответственность за последствия несвоевременного извещения регистратора при изменении места жительства, паспортных данных и иных сведений возлагается на акционера. Порядок заполнения анкеты зарегистрированного лица также  регламентирован вышеуказанным Положением. В случае возникновения трудностей за разъяснением процедуры заполнения по установленной форме этой анкеты и ее дальнейшего предоставления регистратору рекомендуем обращаться к регистратору или непосредственно в общество по адресам, указанным в приложении 3.

За разъяснением порядка получения начисленных дивидендов также рекомендуем обращаться либо в общество, либо к регистратору.

 О защите прав вкладчиков и акционеров

 В целях защиты прав вкладчиков и акционеров в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18.11.1995 № 1157 «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» был создан Федеральный общественно-государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров (ФОГФ), который находится по адресу:105187, Москва, Измайловское шоссе, д.71, строение 8 (тел (495)741-00-74, 989-72-80) ; официальный сайт в сети Интернет http://www.fedfond.ru). Учредителями ФОГФ со стороны государства выступили Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Российский фонд федерального имущества, правопреемником которых в настоящее время является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество). ФОГФ производит компенсационные выплаты вкладчикам и акционерам, которым был причинен ущерб на финансовом и фондовом рынках Российской Федерации финансовыми структурами, прекратившими свою деятельность и включенными Попечительским советом Фонда в список на выплаты. Исключительной компетенцией Попечительского совета является определение категорий обманутых вкладчиков, которым должны осуществляться компенсационные выплаты, а также порядка определения компенсационных выплат.

Служба Банка России по финансовым рынкам и её межрегиональные управления в деятельности ФОГФ участия не принимают и компенсации не выплачивают.

 

Приложение 1. Список открытых акционерных обществ - бывших чековых инвестиционных фондов.

Приложение 2. Список межрегиональных управлений Службы Банка России по финансовым рынкам и субъектов Федерации, на территории которых они осуществляют свои полномочия.

Приложение 3. Территориальные учреждения Банка России, расположенные в Северо-Западном федеральном округе.

 

 
 
КАРТА САЙТА
СЗФО НА КАРТЕ
АРХИВ
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ
ПОИСК ПО САЙТУ

С 12 февраля 2014 г. информация МУ СБР в СЗФО (г. Санкт-Петербург) публикуется только на сайте Банка России

12.02.2014

Внимание!  01.01.2014 г. изменились реквизиты  на оплату государственной пошлины и штрафов

27.12.2013

О предоставлении документов эмитентами эмиссионных ценных бумаг

18.11.2013
 
 

  Версия для печати   Дата последних изменений: 02.09.2013

 
     
Контактный e-mail

Яндекс.Метрика
 
  Назад   Вверх
 

Информация, размещенная на сайте может быть использования только с разрешения администрации сайта Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе © 2006-2013

 
На главную
Карта сайта
   

Сделано в ITWebStudio