АРХИВ

Актуальная информация доступна на сайте Банка России в разделе «Финансовые рынки»

поиск по сайту 

Главная  -  Новости -  Публикации в СМИ

Новости
 

О ФКЦБ России

Новости

Законодательство

Корпоративное управление

Участники рынка ценных бумаг

Страница инвестора

Пенсионная реформа





Обратная связь
Мероприятия
Полезные ссылки
Конкурсы
Вопросы и ответы

26.01.2004
On-line конференция Председателя ФКЦБ России И.В.Костикова на сайте агентства «РосБизнесКонсалтинг»

Вступительное слово генерального директора агентства «РосБизнесКонсалтинг» Ю.Ровенского.

Уважаемые коллеги, ИА "РосБизнесКонсалтинг" начинает интернет-пресс-конференцию, посвященную созданию эффективного фондового рынка в России. Сегодня у нас в гостях председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ Игорь Владимирович Костиков. Российский рынок ценных бумаг последние три года является самым доходным в мире. Инструменты фондового рынка на конец 2003г. оценивались примерно в 230 млрд долл. Это акции, это корпоративные еврооблигации, это внутренние корпоративные облигации. Однако пока отечественный фондовый рынок не способен в полной мере обеспечить тот объем инвестиций, в котором нуждается наша экономика. Если в целом объем российского финансового рынка за последние два года удвоился и составил около 370 млрд долл., то объем инвестиций, поступивших в экономику, оказался несопоставимо малым - около 100 млрд долл. Ряд объективных причин не позволяет эффективно переводить накопленные средства в инвестиции. Это и административный барьер, и небольшой выбор инструментов инвестирования, и малое количество новых эмитентов, и высокие налоги на операции с ценными бумагами, и высокие цены на услуги биржи. Тем не менее, с ценными бумагами работает все больше частных инвесторов. По данным ФКЦБ, число инвесторов увеличивается каждый квартал на 20%. В самом ближайшем времени на рынок должны прийти пенсионные деньги. Сегодня Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг не только контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, но и занимается просветительской деятельностью. Недавно ФКЦБ выпустила брошюры, в которых рассказывается, как частные инвесторы могут заработать на рынке ценных бумаг. Что означает для российской экономики массовый выход на фондовый рынок именно частных инвесторов? Каковы перспективы отечественного фондового рынка? В чем особенность именно рынка в России, и когда же тот бум, который не первый год ожидает наша экономика, на самом деле случится? На эти и другие вопросы ответит председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Владимирович Костиков. Вам слово.

Вступительное слово Председателя ФКЦБ России И.Костикова.

Спасибо большое за обзор рынка. Я бы хотел добавить, что, конечно, рыночная капитализация у нас растет очень высокими темпами, и она продолжает расти. К концу января, у меня самых последних цифр еще нет, на 20-е число она составила 212,2 млрд долл., это уже практически 45% от ВВП, показатель очень высокий по сравнению даже с развитыми странами, такими, как Германия, Франция, то есть мы вышли на этот уровень, но проблемы, конечно, на рынке существуют, и странно было бы о них не говорить. Главная проблема, которую мы на сегодняшний день видим, - это вопрос создания эффективного рынка, причем эффективного рынка в правдивом понимании, что такое эффективный рынок, потому что зачастую у нас очень многие слабо себе представляют, когда они говорят, что такое эффективный рынок, это понятие сложилось в последние годы, довольно серьезно изменилась финансовая теория, но понятие эффективного рынка базируется на математических подходах и связано с тем, что рынок оценивает исключительно риски, то есть информация о рынке, которая может привести к изменению в ценах, до всех участников рынка доходит одновременно. И, я думаю, РБК - это один из тех каналов, который позволяет эту информацию доводить. То есть никто из участников рынка не имеет преимущества в получении информации, и, таким образом, он не может использовать это преимущество на рынке. К сожалению, на сегодняшний день мы не можем сказать этого о российском рынке, и наряду с целым рядом организационных проблем, которые существуют, как нам кажется, для федеральной комиссии и западных инвесторов сегодня это очень серьезная, наверное, самая серьезная проблема. Еще у нас есть другая проблема на рынке, которую тоже нельзя списывать со счетов, она, конечно, не стоит так остро, как это было 4-5 лет назад, но все равно она существует, это проблема защиты права собственника на рынке. То есть если мы посмотрим ситуацию с регистраторами, которая у нас до конца не решена, мы работаем уже третий год над поправками в закон о рынке ценных бумаг, который отрегулирует эту ситуацию, это создает безусловно более высокие риски, опять же хотел бы обратить внимание на то, что на рынке то, что называется транзакционными издержками, исключительно связано с уровнем риска, все остальные попытки приписать транзакционные издержки к другим составляющим рынка - это от лукавого. Как нам кажется, на сегодняшний день это две ключевые проблемы, это в том числе связано и с приходом на рынок средних эмитентов, предприятий среднего размера, поскольку в большинстве случаев менеджмент является акционерами этих предприятий, менеджмент боится выходить на рынок, боится открываться, поскольку для него все еще виртуально или реально остается в голове проблема защиты права его собственности. На самом деле, если мы будем говорить в целом о рынке, ничего другого на рынке нет с точки зрения защиты, как право частной собственности, потому что если нет частной собственности, если не защищен инвестор, его интересы, то, конечно, рынок очень многие вещи ставит под вопрос. И поэтому ключевая задача нашего ведомства, федеральной комиссии, как это прописано в законе, как это существует во всех странах мира, - это защита интересов инвесторов. Будут защищены интересы инвесторов, будет бизнес у профучастников, будет бизнес у инфраструктуры, и естественно, пойдут инвестиции в нашу экономику.

Е.Аглюдова (Новосибирск): ФКЦБ РФ выступает за принятие поправок к Уголовному кодексу, предусматривающих наказание за манипулирование ценами на фондовом рынке. В каком состоянии находится процесс принятия этих поправок? На сколько лет, по-Вашему, следует сажать человека, который манипулирует ценами на бирже?

И.Костиков: Я могу сказать, что эти поправки находятся на стадии согласования: часть ведомств их уже согласовала, а часть еще согласовывает, там есть разные подходы в разных ведомствах. Мы считаем, что в первую очередь должны применяться штрафные санкции, запрет на занятие соответствующей деятельностью. Причем очень крупные штрафные санкции (я сейчас не буду говорить о конкретных цифрах, потому что они в ходе обсуждения могут поменяться), но, скажем, для "финансовых рецидивистов" будут применяться и более жесткие меры, в том числе и лишение свободы, но это как крайняя мера. Я бы хотел здесь отметить и то, что это напрямую связано с проблемой эффективного рынка, и здесь речь идет не только о манипулировании ценами рынка, но и об инсайде. Вы знаете, что закон об инсайде находится в Думе, и он находится уже три года, и есть положительное заключение правительства на этот закон. Но есть силы, которым этот закон не нравится. И нам понятно, кто эти силы и почему они этот закон не хотят пропускать. Понятно, что закон может быть обсужден в Думе, и он готовится пока еще только к первому чтению, и позиция правительства состоит в том, что этот закон надо принять в первом чтении и потом уже его дорабатывать. Но постоянные попытки, которые пока еще были успешными, не дать возможности обсуждать закон в принципе, существенно снижают привлекательность российского фондового рынка, поскольку наш рынок на сегодня является свободным для использования инсайдерской информации. Я не могу назвать другого рынка такого размера, где существует такая ситуация. То есть это, конечно, уже за гранью понимания западных инвесторов. Большинство западных инвесторов, которые приходят на российский рынок, додумывают, что инсайд регулируется, и я думаю, что для большинства из них является большим удивлением, что инсайд не регулируется и что за инсайд не установлено уголовное наказание.

Е.Гальденко (Московская обл.): Как мне пожаловаться в ФКЦБ на управляющую компанию, депозитарий или трансфер-агента, если они нарушат мои интересы?

И.Костиков: Очень просто. Написать письмо в ФКЦБ, и у нас есть специальная служба, которая всем эти занимается, мы проверяем все жалобы, которые к нам поступают. В декабре мы открыли специальный сайт.

Е.Скворцова (Россия): Как Вы собираетесь противодействовать незаконным методам завладения чужой собственностью с помощью использования "двойных реестров"? Делается ли сейчас что-либо в этом направлении?

И.Костиков: Ну, я об этом уже упоминал, когда говорил о проблемах защиты собственника на рынке, защиты инвестора как главного действующего лица на фондовом рынке. Проблема существует, и проблема связана с тем, что у нас законодательство не в полном объеме прописывает систему реестров. Мы три года уже готовим поправки (они, к сожалению, очень медленно идут в Госдуме, надеюсь, что в этом году нам это удастся сделать), поправки в 7-ю и 8-ю статьи закона "О рынке ценных бумаг" плюс в тех самых поправках в Уголовный кодекс будут соответствующие статьи, связанные с незаконным использованием реестров, потому что без этого, как выясняется, тоже невозможно существовать. Мы столкнулись с злоупотреблениями, когда некоторые руководители регистраторов просто плюют на решения федеральной исполнительной власти. То есть, конечно, без введения за это уголовной ответственности дальше невозможно двигаться к развитию рынка. Это серьезная проблема. Плюс у нас было недавно решение Высшего арбитражного суда, которое нас заставляет более активно решать эту проблему, поскольку в нем в неверной форме признается возможность существования второго реестра, то есть это, конечно, может в принципе поставить рынок под вопрос, и мы должны сейчас с этим каким-то образом разбираться.

А.Ревзякин (Москва): На сегодняшний день у Вашего ведомства есть ряд претензий к двум крупнейшим российским биржам - ММВБ и РТС. Какие торговые площадки в России, с Вашей точки зрения, наиболее безопасны для инвесторов?

И.Костиков: Во первых, я не сказал бы, что это претензии. Наверное, надо сказать так - что наш рынок создавался в первой половине 90-х годов, и биржи, в том числе и наши крупнейшие биржи, создавались в это же время. Надо сказать, что биржи были созданы на самых крупнейших технологиях. Нам повезло, мы довольно быстро отказались от ручной торговли, т.е. у нас весь рынок электронный, что нас продвинуло существенно вперед. Но прошли годы - изменился подход инвесторов к рынку, изменился подход регуляторов к рынку, и на сегодняшний день вопрос, который возникает, - это то, что связано с эффективным рынком, - биржа является тем местом, где этот рынок существует. Биржа выполняет три функции: биржа - это бизнес по организации торговли. Биржа также является регулятором на рынке, то есть устанавливает правила биржи - то, что она имеет больше полномочий и прав, поскольку она существует на базе договорных отношений и может устанавливать более жесткие требования. Третье - биржа устанавливает стоимость национальных активов. Все эти функции находятся в некотором конфликте между собой, и на самом деле биржа в любой стране существует в полном объеме тогда, когда все эти функции сочетаются и отрегулированы конфликты интересов. Наша работа связана с тем, что мы пытались объяснить, что надо понимать ситуацию и нужно выстроить современное регулирование конфликтов внутри биржи. Биржи у нас не выполняют в полном объеме эти три функции. Биржи недостаточно прозрачны сами, и поэтому вопрос, каким образом они могут регулировать эмитентов, тоже возникает. Биржи зачастую выполняют не те функции, которые должны выполнять. В итоге трехлетняя работа завершилась тем, что комиссия приняла в конце прошлого года новое постановление, которое регулирует деятельность бирж. В нем отражено много нового, и самое главное - это разделение конфликтов интересов. Пусть нам не удалось это сделать до конца. Я думаю, что биржам надо понимать, что если они хотят выжить в этом конкурентном мире, им надо стать такими, какими их хочет видеть в первую очередь инвестор. Они должны понимать: не будет инвестора, не будут защищены его интересы - у них не будет вообще никакого бизнеса, а в стране не будет инвестиций.

А.Авдюков (Санкт-Петербург): У меня деньги хранятся в одном из паевых инвестиционных фондов. На что мне следует обратить внимание в деятельности управляющей компании, чтобы быть уверенным, что она правильно их вкладывает?

И.Костиков: Если они у вас находятся в паевом инвестиционном фонде, на самом деле я бы хотел отметить, что комиссия вместе с правительством и Госдумой приняли закон об инвестфондах три года назад, и я думаю, что эти законы и все нормативные документы, которые были разработаны, позволили создать систему, которая контролирует ситуацию с управляющими компаниями, и я не думаю, что нужно специально обращать на что-то внимание, кроме одного обстоятельства - доходность, естественно. То есть доходность, естественно, не контролируется комиссией, это вопрос эффективности управляющих. Но возникают у нас некоторые вопросы, и мы это тоже озвучивали: иногда доходность является нереально высокой, что может вызвать вопросы, или колебания доходности становятся очень большими. Это два обстоятельства, на которые нужно обращать внимание. Если компания дает стабильную доходность и она объяснима, исходя из ситуации на рынке, то тогда возражений не возникает. Вы знаете, что мы недавно приостановили действие лицензии одной из управляющих компаний в Перми, это связано именно с тем, что нас озаботила ситуация, что очень высокие колебания доходности по всем паевым фондам, которыми управляет эта компания.

С.Карташова (Москва): Какие планы у ФКЦБ на предстоящий год?

И.Костиков: Планов очень много. Мы сейчас как раз верстаем все наши планы, связанные с законодательной и законотворческой деятельностью. В целом, если говорить о девизе, что для нас главное в этом году, то главное - это правоприменение, потому что мы уже довольно много сделали с точки зрения создания регулятивной основы рынка. Довольно много сделано с точки зрения прозрачности рынка, но у нас остаются нерешенные вопросы, связанные с тем, каким образом это применять, как это защищать. Это связано и с законом об инсайде, и с теми поправками в Уголовный кодекс, которые должны быть приняты, с созданием соответствующих процедур, с выстраиванием отношений, которые мы начали выстраивать с правоохранительными органами по этому поводу, потому что, естественно, следственные мероприятия по данному закону, по УК будут проводить правоохранительные органы, а не комиссия (то есть мы будем представлять, они будут проводить), и, естественно, нам нужно выстроить процедуру, помочь с подготовкой кадров, то есть это те вопросы, которые должны быть решены. Потому что, возвращаясь к проблемам эффективного рынка, эффективный рынок с эффективным, справедливым ценообразованием возможен, когда все участники находятся, с точки зрения информации, в одинаковом положении. То есть и в этом смысле одной из базовых, скажем, колонн этого рынка является правоприменение и наказание за неправильное или злостное неподчинение регулированию на этом фондовом рынке.

Р.Абдулкадыров (Новосибирск): Считаете ли Вы нормальной ситуацию, при которой торговля акциями одного из крупнейших эмитентов - ОАО "Газпром" - может вестись только на четырех биржах? Учитывая, что на Московской фондовой и на Екатеринбургской биржах торги прекращены, а у Сибирской фондовой биржи Вы отозвали лицензию, торговать акциями Газпрома фактически можно только на бирже "Санкт-Петербург". Неужели это отвечает интересам инвесторов?

И.Костиков: Не только "Санкт-Петербург", но и Московская фондовая биржа - это две биржи, которые торгуют акциями Газпрома. Я считаю, что это ненормально. В свое время была создана, как вы помните, президентская комиссия по этому вопросу, были предложения, и я думаю, что в принципе это надо решать в рамках тех предложений, которые были в президентской комиссии, в том числе - раскрыть торговлю Газпромом на всех российских биржах. Но это уже вопрос трех ветвей власти - законодательной, исполнительной в лице правительства и администрации президента, которые должны совместно принять это решение. В том числе тут играет активную роль и Газпром, который должен проявить некую инициативу. Со стороны комиссии предложения были направлены, и мы считаем, что этот вопрос может быть решен.

С.Андреев (Москва): Какие достижения Вашего ведомства в прошедшем году Вы считаете наиболее важными?

И.Костиков: В первую очередь, наверное, достижения нашего ведомства в "синтетическом" виде можно отразить в росте рынка, понятно, что этому способствовала и политическая стабильность в нашей стране, и экономический рост. Мы знаем достаточно большое количество крупных стран, где эти факторы не влияют на рост рынка. То есть это говорит о том, что федеральной комиссии удалось эти факторы все-таки через изменение в регулировании, через те, которые прошли, направить в рост российского рынка капитала. Говоря о конкретных вещах, в прошлом году после закона об инвестфондах, после года подготовки, когда мы готовили всю нормативную базу, начал работать этот рынок, причем этот рынок очень бурно развивается. Вы все знаете, что уровень капитализации всех наших паевых фондов достиг 2,6 млрд долл., что очень много, он увеличился больше чем в 5 раз за прошлый год, и фонды мы постоянно регистрируем новые и новые. Мы видим, что этот рынок стал достаточно конкурентным, то есть там понятно и ценообразование, это нас очень радует. Нас радует, что в прошлом году в полном объеме заработали поправки в закон об АО, которые защищают миноритарных акционеров, а у нас появились сейчас некоторые "горячие головы", которые говорят, что миноритарии - это не главные на рынке, а если мы посмотрим, кто же такие миноритарии, это как раз крупные портфельные инвесторы, институциональные инвесторы, поэтому их защита с точки зрения перспективы нашей экономики принципиальна, и это у нас начинает уже функционировать. Начали в полном объеме работать поправки в закон о рынке ценных бумаг, которые решили большое количество проблем, включая и манипулирование ценами, и подходы к биржевой торговле, и, что очень важно, это еще не заработало, но, исходя из этих поправок, были приняты новые стандарты , которые в полной мере соответствуют международным стандартам раскрытия информации на фондовом рынке. И вы уже знаете, что текущая информация уже раскрывается в соответствии с этими стандартами, первый раз отчетная информация, то есть отчет за квартал, совпадает с годовым отчетом, произойдет это в апреле. И с этого момента мы считаем, что с точки зрения процедуры раскрытия информации мы будем в полной мере соответствовать тем стандартам, которые существуют в мире, что, естественно, изменит отношение инвесторов к российскому фондовому рынку. Это все очень важно. Важно было то, что в реализации закона был принят стандарт о биржах, который сейчас находится на регистрации в Минюсте. И мы надеемся, что в результате этого мы увидим наш новый биржевой рынок, который будет прозрачным, эффективным рынком, с понятным ценообразованием, и он будет привлекать инвесторов.

Н.Ковалькова (Москва): Вы постоянно говорите о том, что Вам безразличны интересы профучастников фондового рынка. За что Вы нас так не любите?

И.Костиков: Я наверное, ваш единственный друг, потому что если бы Федеральная комиссия вас любила, то у вас бы не было никакого бизнеса, поскольку инвестор хочет видеть, чтобы любили его на рынке, и комиссия по закону обязана это делать. Комиссия создана для того, чтобы защищать интересы инвесторов в первую очередь, и не надо путать ничего. Я бы хотел особо отметить ту ситуацию, что зачастую наши так называемые "либералы от фондового рынка" пытаются выставить, что либеральными должны быть отношения предпринимателей фондового рынка, то есть профучастников. Так вот предпринимателем на фондовом рынке является не профучастник, а инвестор. Он частный собственник, который свою частную собственность в виде средств принес на рынок, чтобы заработать. В этом его предпринимательская деятельность. Хочу обратить внимание, что классик либерализма Хаик в свое время обратил внимание на то, что на финансовом фондовом рынке главная функция государства - обеспечить защиту инвестора от мошенников, имея в виду недобросовестных профучастников, и в первую очередь инсайд и манипулирование ценами. То есть это то, что является основой либерализма. Если мы верим в то, что мы строим рынок, если хотим видеть инвестиции в экономику, я могу еще раз сказать, к сожалению, ситуация такая, что мы любим инвестора и будем продолжать любить и защищать инвесторов, понимая, что любовь к ним дает бизнес нашим профучастникам.

М.Жуков (Москва): НАУФОР на своем последнем общем собрании решила разработать правила профессиональной этики в части, касающейся инсайда и манипулирования на фондовом рынке. Если они их разработают, ФКЦБ выдаст им разрешение на деятельность в качестве саморегулируемой организации?

И.Костиков: Я бы хотел две вещи отметить. Во-первых, НАУФОР должна обратиться в комиссию с просьбой получить это разрешение и представить необходимые документы, связанные с контролем за деятельностью своих участников, поскольку это саморегулируемая организация, главная функция, которую она имеет в структуре нынешнего законодательства, - это контроль за деятельностью участников. Мы с вами очень хорошо помним, что с НАУФОРом было в позапрошлом году достаточно большое количество проблем именно в этой сфере, и была пара достаточно крупных скандалов, когда выяснялось, что они не смогут это эффективно выполнять. И когда мы сейчас заново выдавали разрешения всем саморегулируемым организациям в конце прошлого года, то для нас ключевым был вопрос контроля и правоприменения внутри саморегулируемой организации. Что же касается манипулирования, инсайда, то этические нормы - это всегда замечательно и хорошо, только мне не очень понятно, как саморегулируемая организации будет в состоянии их контролировать, поскольку это функции биржи, и не имея необходимого потока информации, базы для того, чтобы этот контроль осуществлять, для меня это - вопрос, хотя мы в принципе всегда за любые этические нормы.

Ю.Гранченко (Санкт-Петербург): В этом году на фондовом рынке начнут обращаться пенсионные средства граждан. Достаточна ли нормативно-правовая база, которая направлена на защиту этих средств?

И.Костиков: На самом деле, этот вопрос очень простой и очень сложный, потому что можно сказать, что да, достаточно, все мы сделали, и что мы продолжаем работать над этим и с Минфином, с которым мы являемся уполномоченными органами по данному вопросу. В то же время создана система надзора и контроля, которая достаточно современна. Но, как показывает практика, регуляторы зачастую находят новые и новые формы мошенничества. Вы знаете, что в прошлом году был достаточно крупный скандал в США с фондами управляющей компании, которая манипулировала ценами. Для нас эта проблема существует, мы должны будем в этот году решить, то есть я могу сказать, что жизнь постоянно будет ставить перед нами новые задачи по регулированию и справедливому ценообразованию на рынке, которое, естественно, касается и пенсионных фондов. Что же касается в принципе сохранности средств, то я думаю, что все на этом этапе создано, но это все регулирование, конечно, будет совершенствоваться и совершенствоваться.

Шепунов (Екатеринбург): Нужно ли в настоящее время раскрывать информацию акционерным обществом, акции которого размещались в соответствии с планом приватизации?

И.Костиков: Это все взаимозависимо. Мы сейчас внесли изменения в наш стандарт, что касается небольших акционерных обществ. Это касается тех акционерных обществ, которые не выпускали проспект эмиссии, то есть это все вступит в действие до 1 апреля с.г., то есть до отчетной даты. Там освобождаются практически все мелкие акционерные общества от отчетности. То есть там, где нет внешних акционеров, там, где нет публичного размещения ценных бумаг (акций или облигаций), они освобождаются от достаточно большого объема отчетности, которая вступила в силу в октябре прошлого года.

А.Рошокин (Москва): Как повлиял на развитие ипотечного кредитования закон "Об ипотечных ценных бумагах"?

И.Костиков: На сегодняшний день рано говорить, что он повлиял, поскольку он только вступил в силу, еще требуется достаточно большое количество нормативных документов, в том числе нормативных документов федеральной комиссии, есть ряд поправок законодательства, которые готовятся и в правительстве, и в администрации президента, чтобы снять ряд барьеров, возникших при рассмотрении. Мы рассчитываем, что закон и все нормативные акты начнут действовать в середине этого года, по крайне мере, комиссия старается это сделать. Плюс поправки в закон нужно принять. То есть я рассчитываю, что в середине года этот рынок начнет действовать. Конечно, этот рынок очень интересный, очень перспективный и важен для нашей страны. Есть целый ряд проблем, которые связаны с тем, что рынок, наверное, начнет развиваться в крупных городах, а потом - в более мелких Если мы говорим о рынке недвижимости, уже отвлекаясь от фондового рынка, он в крупных городах уже активно развивается. Плюс, вы обратили внимание, что у нас появился такой инструмент, как паевые закрытые фонды, в том числе фонды недвижимости, которые тоже работают на этом рынке. Мы хотели бы их более активно использовать в рамках ипотечного кредитования и готовим соответствующие поправки.

Частное лицо (Иваново): Известно, что комиссия подготовила поправки к стандартам раскрытия информации, вступившим в силу осенью прошлого года. В чем их суть?

И.Костиков: Ну, об их сути я уже говорил, это то, что те хозяйственные субъекты, которые попадают под раскрытие (имеются в виду акционерные общества, а также другие субъекты, выпускающие публичные инструменты), они в октябре были все включены в соответствующий стандарт, но мы не исключили те акционерные общества, которые не размещают публично акции или облигации. Так вот, в этих новых поправках главное - это исключение из процедуры, существенной процедуры раскрытия тех акционерных обществ, которые не привлекают публично средства, не работают с инвесторами.

К.Стасиков (Пермь): Скажите пожалуйста, Игорь Владимирович, появления каких новых финансовых инструментов в ближайшее время Вы ожидаете на российском фондовом рынке?

И.Костиков: На российском фондовом рынке уже достаточно большое количество видов инструментов обращается, и мы работаем над целым рядом. Появятся в ближайшее время, мы считаем, ипотечные ценные бумаги, это важно. Мы работаем над возможностью введения понятия российских депозитарных расписок, появления такого рода инструментов, возможностью появления корпоративных краткосрочных инструментов долгового плана, типа облигаций. Инструменты возможны, но то, что нам на сегодняшний день кажется очень важным, это, что рынок постепенно начинает расширяться, и это результаты, во-первых, стабильности рынка, во-вторых, роста прозрачности рынка, расширяться на активы второго эшелона, второй и третий эшелоны. То есть до тех пор, пока у нас эти активы не вовлекутся в оборот и мы не увидим того, что компании становятся более прозрачными, готовыми (а целый ряд проблем здесь существует, о которых мы уже говорили) к выходу на фондовый рынок, то есть все новые инструменты будут носить достаточно искусственный характер, здесь нужно иметь в виду органический рост фондового рынка и этот шаг перехода от, скажем, нескольких десятков к более широкому представительству наших российских эмитентов следующего уровня. Это очень важно.

Маргелова Екатерина Анатольевна (Ставрополь): Сколько человек работает у вас в ФКЦБ? Как Вы считаете, ваш штат нужно расширить или сократить?

И.Костиков: В нашей комиссии работают - и с момента образования ни одного человека не прибавилось - 263 человека в Москве и 800 человек в 15 региональных офисах по России. Много это или мало? Я могу так сказать, что по отношению к размеру рынка Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - самая маленькая, наша комиссия по сравнению с нашими коллегами самая маленькая, ровно как она самая маленькая и по объему финансирования. Планируем ли расширять ее? Мы обсуждаем этот вопрос в правительстве, тем более, что за последние годы было получено достаточно большое число законодательных мандатов, которые мы должны исполнять, и без дополнительного финансирования эти мандаты выполнять достаточно сложно. Возвращаясь к эффективному рынку - без исполнения этих мандатов невозможно существование эффективного рынка.

О.Неверова (Москва): Вы считаете, что в случае выхода ЦБ РФ из капитала ММВБ лучше будет раздробить пакет в 28% на несколько или продать его еще какой-нибудь крупной компании? Какие (какая) компании, по Вашему мнению, могут претендовать на пакет акций ЦБ РФ в ММВБ?

И.Костиков: Во-первых, я бы хотел отметить, что закон четко определяет, что одним домовладельцам в фондовой бирже не может принадлежать более 20%. И это понятно из того, что я уже назвал: фондовая биржа - это специфической институт, публичный институт фондового рынка, в отличие ото всех остальных, и он должен выполнять функции, неся в себе конфликты интересов. И поэтому законодатель ограничил долю участия фондовой биржи одного акционера 20-ю процентами, то есть 28% вряд ли можно кому-то передать. Явно, что этот пакет будет дробиться. Это первое. Что же касается того, кто будет претендовать? Тут бы я хотел отметить следующее: федеральная комиссия не находится в том положении, чтобы рекомендовать, кому же все-таки продавать эти акции. И я думаю, что акционеры биржи должны сами с этим определится, исходя из их бизнес-интересов и из интересов, о которых я говорил, то есть связанных с теми, которые биржа сама по себе несет в себе. То есть это их вопрос. Но насколько я понимаю, вопрос это не простой, и именно это является одной из проблем, почему (в том числе в ЗАО "ММВБ") снова не вносят к нам документы, - потому что они до сих пор они не определились с составом акционеров.

С.Каштанов (Санкт-Петербург): Сейчас в Министерстве юстиции находится на рассмотрении положение ФКЦБ, регулирующее деятельность бирж. Если Минюст его одобрит и оно вступит в силу, что изменится для бирж, а также для тех, кто на них торгует, и для инвесторов? Я.Юрток (Москва): Если ММВБ будет слишком долго тянуть с получением лицензии фондовой биржи на свою дочернюю структуру - фондовую биржу ММВБ, то какие меры Вы к ним примените? В какой срок они должны уложиться? В.Никонов (Москва): Сколько у ММВБ осталось попыток для того, чтобы получить лицензию фондовой биржи для своей "дочки"?

И.Костиков: Первое, я бы хотел сказать, что никаких санкций ММВБ не угрожает, т.к. они являются организатором торговли. Закон сейчас разделил два понятия - организатор торговли и фондовая биржа. Фондовая биржа имеет больше дополнительных функций, чем организатор торговли. ММВБ сегодня является организатором торговли, то есть никаких последствий с точки зрения организации торговли новые стандарты не несут. Они несут последствия с точки зрения понимания, кто же является фондовой биржей. В этом смысле позиция ММВБ на российском фондовом рынке будет определена, плюс фондовая биржа будет более привлекательна для инвестора, т.к. обеспечит более высокую прозрачность, контроль за эмитентами-профучастниками, которые там работают, то есть обеспечить более высокий уровень безопасности. Мы пытаемся стимулировать ММВБ с октября, но пока наше стимулирование, с точки зрения внесения документов, результата не дало. Главная претензия связана по структуре собственности. Они должны привести структуру собственности в соответствие с законом. Новые документы должны соответствовать новому стандарту, который мы приняли.

С.Погодин (Ялта): В прессе сообщалось, что ФКЦБ России расследует порядка десяти дел по манипулированию. Когда комиссия сможет реально наказывать таких нарушителей?

И.Костиков: Какие-то нарушители уже были названы нами, потому что информация была озвучена самими нарушителями в прессе. В отношении одного из них, вы знаете, в прошлом году мы и меры принимали. Но что касается манипулирования, то здесь есть целый ряд проблем. Во-первых, если мы посмотрим, как с этим работают, в том числе, и наши западные коллеги, то расследование занимает иногда до 10 лет. Ожидать такого, что это на завтрашний день будет, сложно. Я могу привести самый известный пример, когда были арестованы 48 человек в прошлом году, связанные с манипулированием на валютном и фондовом рынке, CFTC проводила расследование в течение 10 лет по смежным вопросам, пока она вышла на эту группу. Второй вопрос связан как раз с тем, о чем я говорил, у нас нет соответствующих инструментов правоприменения по манипулированию, у нас нет уголовной ответственности за манипулирование ценами, это ограничивает нас в получении необходимой информации для продолжения расследования. Для нас принятие поправок в УК еще очень важно потому, что мы сможем получать информацию по манипулированию ценами гораздо более детальную и гораздо более существенную, чем мы сегодня в состоянии получить.

К.Изимова (Саратов): В прошлом году так и не был принят закон "Об инсайдерской информации". Может быть, это кому-то не выгодно?

И.Костиков: Конечно, не выгодно. Мы знаем "героев", кому это не выгодно. Я не буду их озвучивать, это в том числе и крупные российские чиновники. Я считаю, что это просто безобразие, и премьер по этому поводу также высказывал свою точку зрения о том, что это безобразие. Мы не можем развивать дальше рынок, если у нас не будет соответствующего законодательства по инсайду.

Е.Петров (Москва, Инвестиционный банк): За последние три года инвестиционный рынок стал гораздо цивилизованнее, справедливее. Мне кажется, что многие просто не понимают этого и не понимают направления развития рынка. К сожалению, горе-либералы от фондового рынка тоже не способны ни понять, ни оценить процесс, ни поспособствовать ему. Экономические изыски просто несерьезны. Будет ли комиссия и Вы лично что-либо делать для исправления ситуации, создавать нормальную либерально-экономическую школу фондового рынка? Желаю Вам мужества и настойчивости.

И.Костиков: Спасибо. Действительно, на Западе очень серьезно продвинулась экономическая теория в сфере фондового рынка и либерально-экономическая теория. У нас это идет с большим опозданием. Вы, наверное, знаете, нашего математика Альберта Ширяева, работавшего в этом направлении, и его разработки в значительной степени способствуют развитию этой теории. Но, к сожалению, мы не находим дальнейшего продолжения ни в наших научных кругах, ни в нашей науке, и поэтому для комиссии это является, безусловно, проблемой, потому что не происходит реальной адекватной оценки того, что на рынке делается. И я уже говорил, что комиссия готовит соответствующую монографию в этом направлении, по эффективному рынку капитала, которую мы к апрелю надеемся выпустить с очень большой группой экспертов - представителей разных направлений экономической мысли. И мы рассчитываем, что эта монография, какая бы они ни была дискуссионная, позволит начать дискуссию вокруг эффективного рынка, вокруг проблем, связанных с необходимостью оценки настоящими либералами настоящего фондового рынка, и она станет той базой, от которой он начнет развиваться в финансово-либеральном направлении в России, поскольку, еще раз повторю, на Западе оно уже развивается 5-7 лет довольно быстро и дает очень много интересного как для развития самого рынка, так и для развития регулирования на финансовом фондовом рынке.

Заключительное слово Ю.Ровенского.

Спасибо большое, я хотел поблагодарить Игоря Владимировича от имени всех тех, кто присоединился к нашей интернет-пресс-конференции. Беседа с Вами всегда не только интересна, но и полезна. Я также надеюсь, что компетентные ответы получили все наши сегодняшние пользователи. Огромная масса вопросов, которые мы не смогли в рамках пресс-конференции осветить, будут переданы ФКЦБ. Я надеюсь, что тот именно сайт, о котором Вы сказали, начал работать у Вас, он найдет возможность ответить. В начале конференции мы отметили, что рынок за последние годы вырос в два раза, практически пропорционально вырос и интерес к основному регулятору рынка. Если год тому назад во время нашей последней с Вами пресс-конференции число участников составило порядка 30 тыс. человек, то сегодня в течение последнего часа с нами было 37 тыс. 826 человек из 64 регионов России и 18 зарубежных стран. Я также надеюсь, что к открытому доступу на сайте РБК смогут обратиться еще заинтересованные и профессиональные участники рынка. А также напомню, что основные тезисы пресс-конференции вы сможете увидеть на телеканале РБК, новости на котором выходят каждые полчаса. Спасибо всем, кто был с нами. Игорь Владимирович, спасибо Вам.

Заключительное слово И.Костикова.

Спасибо большое, успехов всем нашим инвесторам, успехов профучастникам в защите интересов инвесторов, тогда наш рынок будет развиваться и расти. Успехов РБК в проведении информации для наших участников и инвесторов на фондовом рынке.

Источник: Агентство «РосБизнесКонсалтинг»






версия для печати


   Copyright 2003 ФКЦБ России | Разработка Metric.ru наверх