поиск по сайту 

Главная  -  Пенсионная реформа

Пенсионная реформа
 

О ФКЦБ России

Новости

Законодательство

Корпоративное управление

Участники рынка ценных бумаг

Страница инвестора

Пенсионная реформа





Обратная связь
Мероприятия
Полезные ссылки
Конкурсы
Вопросы и ответы

Пенсионная реформа в России



В 2002 году в России началась пенсионная реформа. Ее суть в том, чтобы от распределительного принципа выплаты пенсий перейти к распределительно-накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего (28% от фонда оплаты труда, входящие в единый социальный налог (ЕСН)) шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, от 2% до 6% фонда оплаты труда пойдут на личный счет этого конкретного работающего и будут инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Сумма на счете конкретного гражданина будет зависеть от его зарплаты, а также от результатов инвестирования.

К старости на пенсионном счете у гражданина будет накапливаться определенная сумма. Российская экономика получит инвестиционные ресурсы, а граждане и работодатели будут заинтересованы, чтобы зарплаты выплачивались легально.

Пенсия теперь состоит из трех частей – базовой, страховой и накопительной.

Инфраструктура. Первоначально средства поступают в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). ПФР рассылает гражданам сведения о состоянии их индивидуальных лицевых счетов и бланк заявления о переводе средств в управляющую компанию. Если гражданин не делает выбор, его средства передаются государственной управляющей компании (Банк «Внешэкономбанк»). Храниться средства будут в специализированном депозитарии. Конкурс по выбору спецдепозитария прошла «Объединенная депозитарная компания», принадлежащая государственному «Внешторгбанку». Требованиям конкурса на управление накопительной частью трудовой пенсии удовлетворяют 55 управляющих компаний.

Защита средств будущих пенсионеров обеспечивается контролем со стороны регуляторов (Министерство финансов и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг), со стороны специализированного депозитария, а также Общественного совета по инвестированию накопительной части пенсионных средств, созданного в августе этого года при Правительстве России.

В 2004 году у граждан появится возможность перевести накопительную часть пенсии еще и в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). В этом случае выплаты будут осуществляться непосредственно из НПФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 379 от 30 июня 2003 г. накопительная часть трудовой пенсии может быть инвестирована в: 
 

 

2004

2005

2006

2007

Государственные облигации

Без ограничений

Облигации субъектов РФ

До 40%

Муниципальные облигации

До 40%

Корпоративные облигации

До 50%

До 60%

До 70%

До 80%

Акции открытых акционерных обществ

До 40%

До 45%

До 55%

До 65%


Объем рынка. Вначале объем средств, которые попадут в частные управляющие компании, будет незначительным – из 37 млрд. руб. накопительной части пенсии 2002 года, по оценкам экспертов, частным управляющим компаниям будут доверена лишь очень небольшая часть. Однако с каждым годом и объем накопительной части в целом, и та доля, которую граждане будут переводить в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды, будут возрастать. Поэтому в 2010 году объем пенсионных накоплений достигнет примерно 10 млрд. долларов.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг наряду с другими государственными ведомствами принимала активное участие в реализации пенсионной реформы в России в рамках своих полномочий. В 2003 году ФКЦБ России участвовала в подготовке Постановлений Правительства, регулирующих деятельность управляющих компаний, специализированных депозитариев и негосударственных пенсионных фондов. Со своей стороны, комиссия как регулятор деятельности управляющих компаний, размещающих средства накопительной части пенсии и пенсионные резервы НПФ на рынке ценных бумаг, создала более жесткую систему контроля и надзора за ними.

Разработан проект постановления Правительства РФ «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле». ФКЦБ России участвовала в обсуждении и разработке постановления Правительства РФ «О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений».

Разработаны и направлены в Правительство РФ проекты постановлений Правительства РФ, касающиеся осуществления деятельности специализированного депозитария в части контроля за размещением средств пенсионных накоплений:

  • «Об утверждении Требований по формированию состава и структуры пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов»;
  • «Об утверждении Порядка размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением»;
  • «Об утверждении Типового кодекса профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, участвующих в обязательном пенсионном страховании, порядка и условий его согласования с уполномоченным федеральным органом»;
  • «Об утверждении Типового кодекса профессиональной этики управляющих компаний, специализированного депозитария, брокеров, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, и Порядка согласования кодексов профессиональной этики»;
  • «Об утверждении типовых форм договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, заключенного с негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, договора об оказании услуг специализированного депозитария негосударственному пенсионному фонду, осуществляющему деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и договора об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании».
Одна из основных задач ФКЦБ России в ходе реализации пенсионной реформы – это регулирование деятельности спецдепозитариев и частных управляющих компаний, участвующих в управлении накопительной части пенсионных средств. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг следит за соответствием участников рынка требованиям законодательства и вправе отзывать либо приостанавливать лицензии компаниям, действия которых им не соответствуют.

В ФКЦБ России регулярно предоставляются отчеты всех управляющих компаний и комиссия может на самых ранних этапах отследить попытки нарушений. Создается специальная система мониторинга и контроля за манипулированием стоимости чистых активов паевых фондов, в частности, путем отслеживания сделок с низколиквидными активами. Данная система позволит не допустить случаев манипулирования и при управлении пенсионными накоплениями частными управляющими компаниями.


Законодательство
Список управляющих компаний - победителей конкурса на право управления накопительной частью трудовой пенсии





версия для печати


   Copyright 2003 ФКЦБ России | Разработка Metric.ru наверх