Служба Банка России по финансовым рынкам
Служба Банка России, осуществляющая принятие нормативных правовых актов, контроль и надзор в сфере финансовых рынков

Ведение списка инсайдеров

Вопрос: В каком случае у лиц, указанных в пунктах 1-4 статьи 4  Закона № 224-ФЗ, возникает необходимость включать кредитную организацию в список инсайдеров на основании заключенных с ней договоров?

Ответ:  В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11 - 13 статьи 4 Закона № 224-ФЗ.

Таким образом, лицо является инсайдером по критерию, указанному в пункте 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, только в случае сочетания всех следующих  условий:

1. Наличие у лица заключенного договора с юридическим лицом, указанным в пунктах 1 – 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, предусматривающего доступ к инсайдерской информации указанного юридического лица.

2. Наличие у лица фактического доступа к информации юридических лиц, указанных в пунктах 1 – 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, отнесенной к инсайдерской в соответствии с собственными перечнями инсайдерской информации таких юридических лиц. При этом, фактический доступ означает как непосредственный доступ к документам, содержащим инсайдерскую информацию, так и доступ к их носителям (бумажным, электронным, базам данных, информационным системам, компьютерным сетям и иным носителям).
Таким образом, кредитная организация подлежит включению в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, в случае сочетания всех указанных выше условий.


Вопрос: Если член совета директоров юридического лица не имеет доступа к инсайдерской информации, нужно ли включать его в список инсайдеров?

Ответ: В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона № 224-ФЗ члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 6, 8, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, управляющих организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона № 224-ФЗ в список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, включаются лица, указанные в пунктах 5, 7 и 11 - 13 статьи 4 Закона № 224-ФЗ.

Таким образом, члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии, включаются в список инсайдеров в обязательном порядке без дополнительного обоснования в связи с наличием у указанных лиц прямого доступа, либо потенциальной возможности доступа к инсайдерской информации.


Вопрос: Необходимо ли включать в список инсайдеров профессионального участника рынка ценных бумаг всех его работников, в должностные обязанности которых входит прием поручений клиентов профессионального участника на совершение сделок, притом, что большую часть времени они будут иметь лишь потенциальный доступ к инсайдерской информации профессионального участника?

Ответ: В соответствии с пунктом 13 статьи 4 Закона № 224-ФЗ к инсайдерам относятся в том числе, физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 8, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами.

По мнению ФСФР России, в тех случаях, когда нормы статьи 4 Закона № 224-ФЗ используют формулировку «лица, имеющие доступ» это означает наличие у таких лиц фактического, а не потенциального доступа к инсайдерской информации. При этом фактический доступ означает как непосредственный доступ к документам, содержащим инсайдерскую информацию, так и доступ к их носителям (бумажным, электронным, базам данных, информационным системам, компьютерным сетям, иным носителям).

Вместе с тем, исходя из целей законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации, а также, учитывая специфику работы профессиональных участников и иных лиц, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, ФСФР России считает, что для наиболее полного и своевременного исполнения требований Закона № 224-ФЗ целесообразно включать в список инсайдеров данного профессионального участника всех его работников, в чьи служебные обязанности в силу заключенных трудовых и (или) гражданско-правовых договоров входит прием, обработка и исполнение поручений клиентов на совершение операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.


Вопрос: При включении в список инсайдеров юридических лиц, с которыми заключены какие-либо договоры, необходимо ли включать в список инсайдеров сотрудников таких юридических лиц?

Ответ: В список инсайдеров юридических лиц, указанных в пунктах 1 - 8, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, включаются организации и физические лица, которые имеют доступ к инсайдерской информации (которым передается инсайдерская информация). При этом организации подлежат включению в список инсайдеров указанных юридических лиц без включения в такой список их работников, а также членов их органов управления и органов контроля за финансово-хозяйственной деятельностью. (пункт 2 информационного письма ФСФР России от 28.12.2011 № 11-ДП-10/37974 «О разъяснении отдельных вопросов практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).


Вопрос: Является ли подача субброкерами поручений, поданных на основе поручений их клиентов, вышестоящему брокеру передачей инсайдерской информацией? Следует ли включать вышестоящего брокера в список инсайдеров субброкеров по основаниям, указанным в пункте 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 224-ФЗ в список инсайдеров профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных лиц, осуществляющих в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами (далее - также посредники), получивших инсайдерскую информацию от клиентов (пункт 4 статьи 4 Закона № 224-ФЗ), подлежат включению в том числе лица, имеющие доступ к инсайдерской информации таких лиц, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами (пункт 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ).

Следует учитывать, что посредник, который совершает операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами в интересах другого посредника (посредника - клиента), не относится к лицам, имеющим доступ к инсайдерской информации посредника - клиента, если только на основании заключенного между указанными посредниками договора посредник - клиент не передает другому посреднику инсайдерскую информацию, полученную от своих клиентов. При этом, по смыслу Закона № 224-ФЗ, выставление посредником - клиентом заявки (дача посредником - клиентом поручения) для совершения операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами само по себе не может рассматриваться как предоставление посреднику, совершающему в интересах посредника - клиента соответствующую операцию, доступа к инсайдерской информации посредника - клиента, полученной от его клиентов. (пункт 3 информационного письма ФСФР России от 28.12.2011 № 11-ДП-10/37974 «О разъяснении отдельных вопросов практики применения Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, вышестоящий брокер не является инсайдером субброкера по критерию, указанному в пункте 5 статьи 4 Закона № 224-ФЗ. Выставление субброкером заявки (подача поручения) для совершения операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами само по себе не может рассматриваться как предоставление вышестоящему брокеру, совершающему в интересах субброкера соответствующую операцию, доступа к инсайдерской информации субброкера, полученной от его клиентов.

 


Вопрос: Каким именно организаторам торговли следует передавать списки инсайдеров?

Ответ: По мнению ФСФР России, юридические лица, указанные в пунктах    1 – 8, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, обязаны передавать в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, список инсайдеров тем организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, к инсайдерской информации о которых они имеют доступ.

Например: Юридическое лицо, имеющее доступ к инсайдерской информации о товаре «А», совершает операции с данным товаром исключительно на Бирже 2. Указанный товар «А» допущен к торговле на организованных торгах Биржей 1 и Биржей 2, но не допущен Биржей 3. Юридическое лицо должно передать список инсайдеров только на Биржу 1 и Биржу 2.

 


Вопрос: Должны ли инсайдеры передать списки инсайдеров организаторов торговли в случае если они не являются непосредственными участниками торгов?

Ответ: Обязанность по передаче списков инсайдеров, предусмотренная подпунктом 3 пункта 1 статьи 9 Закона № 224-ФЗ, распространяется на инсайдеров вне зависимости от того, являются ли данные лица непосредственными участниками торгов или нет.

 

 

Вопрос: Каким именно организаторам торговли вторичные инсайдеры эмитента (юридические лица, указанные в пунктах 5-8, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ) обязаны передавать списки инсайдеров, если эмитент не предоставляет инсайдерам/юридическим лицам информацию о том, на каком организованном рынке обращаются его акции?

 

 

 Ответ: По мнению ФСФР России, юридические лица, указанные в пунктах 1 – 8, 11 и 12 статьи 4 Закона № 224-ФЗ, обязаны передавать в порядке, установленном нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, список инсайдеров тем организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, к инсайдерской информации о которых они имеют доступ.

 

 

В соответствии с Положением о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, утвержденным приказом ФСФР России от 21.01.2011 № 11-3/пз-н, установлен перечень сведений, обязательных для отражения в уведомлении о включении лица в список инсайдеров. Информация об организаторе(ах) торговли, на торгах которого(ых) обращаются ценные бумаги эмитента, не отнесена к таким сведениям.

 

 

Дополнительно обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом      7.2 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 28.12.2010 № 10-78/пз-н, организатор торговли раскрывает на своем сайте винформационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в том числе список ценных бумаг, допущенных к торгам.

 

Распечатать