Главная страница > Обращения в РО > Часто задаваемые вопросы
О Региональном Отделении
Эмитентам
Профучастникам
МФО/КПК
Правоприменение
Инвесторам
Вход



Яндекс.Метрика

Как подготовить и направить обращение в МУ СБР в ПФО (г. Нижний Новгород)?

Действующим законодательством предусмотрено, что физические и юридические лица, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, вправе подать жалобы и заявления на нарушение своих прав и законных интересов (ст. 7 Федерального закона от 05.03.99 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»).

Такие жалобы и заявления подаются в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В обращении, поданном в письменном виде, обязательно должны быть указаны наименование государственного органа, в который направляется письменное обращение, а также фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, суть заявления или жалобы.

Под обращением ставится личная подпись и дата.

При необходимости подтверждения своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы, либо их копии.

Для обращений, поданных по электронной почте, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме, либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

Следует заметить, что указанные нормы справедливы и для инвесторов – юридических лиц.

Рекомендуем прикладывать все имеющиеся у инвестора доказательства доводов обращения, а также документы, подтверждающие его статус акционера (выписки из реестра, со счёта депо и т.п.). Это позволит специалистам МУ СБР в ПФО (г. Нижний Новгород) всесторонне, объективно и оперативно рассмотреть обращение по существу заявленных доводов и, в случае необходимости, своевременно принять предусмотренные действующим законодательством меры.

При наличии в обращении ссылок на информационное взаимодействие с акционерным обществом (переписка, направление обществу каких-либо претензий и требований, личное посещение), рекомендуется подтверждать соответствующие обстоятельства копиями конвертов и уведомлений о вручении заказной корреспонденции, описями вложения в почтовое отправление, отчётами о доставке электронных писем, экземплярами документов с проставленными отметками о получении, средствами аудио- и видеофиксации.

По принадлежащим мне акциям не выплачиваются дивиденды. Правомерна ли такая ситуация?

В соответствии со статьями 31, 32 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) владельцы обыкновенных и привилегированных акций имеют право на получение дивидендов.

В соответствии с п.1 ст.42 Закона об АО, общество вправе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года принимать решения (объявлять) о выплате дивидендов по размещенным акциям, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Следовательно, принятие решения о выплате дивидендов по результатам соответствующего периода является правом, а не обязанностью акционерного общества.

Вместе с тем, общество обязано выплатить объявленные по акциям каждой категории (типа) дивиденды. Дивиденды выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.

Следует отметить, что в силу действующего законодательства дивиденды выплачиваются из чистой прибыли общества, поэтому, в случае отсутствия чистой прибыли, дивиденды не могут быть выплачены (решение о выплате дивидендов не принимается). Кроме того, общим собранием акционеров может быть принято решение о распределении прибыли на другие цели.

Согласно п. 3 ст. 42 Закона об АО решения о выплате дивидендов, в том числе решения о размере дивиденда и форме его выплаты по акциям каждой категории (типа), принимаются общим собранием акционеров.

Таким образом, закрепленное статьями 31, 32 Закона об АО право на получение владельцем акций дивидендов становится подкрепленным корреспондирующей обязанностью акционерного общества по выплате дивидендов только в случае принятия соответствующего решения общим собранием акционеров по предложению совета директоров. В случае, если на общих собраниях акционеров общества большинством голосов принимались решения о невыплате дивидендов, у акционеров-владельцев голосующих акций право требовать такой выплаты отсутствует.

Вопросы отношений, возникающих по поводу начисления и выплаты дивидендов должны решаться субъектами таких правоотношений – самим акционерным обществом и его акционерами.

Возможно ли получить дивиденды по акциям за истекшие годы деятельности акционерного общества?

Прежде всего, необходимо установить, что решение о выплате дивидендов за соответствующий период было принято общим собранием акционеров.

В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), срок и порядок выплаты дивидендов определяются уставом общества или решением общего собрания акционеров о выплате дивидендов.Срок выплаты дивидендов не должен превышать 60 дней со дня принятия решения об их выплате. В случае, если срок выплаты дивидендов уставом или решением общего собрания акционеров об их выплате не определен, срок их выплаты также не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате дивидендов.

Из содержания п. 5 ст. 42 Закона об АО следует, что в случае, если в течение срока выплаты дивидендов объявленные дивиденды не выплачены лицу, включенному в список лиц, имеющих право получения дивидендов, такое лицо вправе обратиться в течение трёх лет после истечения указанного срока к обществу с требованием о выплате ему объявленных дивидендов, если уставом общества не установлен более продолжительный срок для обращения с таким требованием. Указанный срок не может превышать пять лет со дня истечения срока выплаты дивидендов.

При этом в ст. 4 Федерального закона от 28.12.2010 № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования выплаты дивидендов (распределения прибыли)» (далее – Закон № 409-ФЗ) предусмотрено, что положения п. 5 ст. 42 Закона об АО применяются к требованиям, срок предъявления которых не истек до дня вступления в силу Закона № 409-ФЗ (т.е. до 31.12.2010). Если срок предъявления требований о выплате объявленных дивидендов не может быть определён, данные положения применяются к требованиям, возникшим не ранее чем в течение трех лет до дня вступления в силу Закона № 409-ФЗ, (т.е. не ранее чем 31.12.2007).

Согласно п. 4 ст. 4 Закона № 409-ФЗ в случае, если срок на предъявление требования о выплате дивидендов истек на 31.12.2010, акционер вправе до 30.06.2011 обратиться за выплатой дивидендов, начисленных в течение трех лет до дня вступления в силу Закона № 409-ФЗ (т.е. с 31.12.2007 по 30.12.2010).

Таким образом, в случае принятия общим собранием акционеров Общества решения о выплате дивидендов, акционер должен в указанный выше срок самостоятельно предпринять активные действия, направленные на получение причитающихся сумм дивидендов. К таким действиям можно, например, отнести обращение в кассу Общества за получением дивидендов в виде наличных средств, либо подача заявления о безналичном способе выплаты дивидендов с указанием платежных реквизитов, по которым следует перечислить сумму начисленных дивидендов.

По общему правилу, установленному п. 5 ст. 42 Закона об АО, если срок, установленный для обращения с требованием о выплате объявленных дивидендов пропущен, он не подлежит восстановлению, за исключением случая, если лицо, имеющее право получения дивидендов, не подавало данное требование под влиянием насилия или угрозы.

В случае, если акционер не обратился в общество с требованием о выплате объявленных дивидендов в установленный законом срок, дивиденды считаются невостребованными. В соответствии с требованиями ст. 42 Закона об АО, невостребованные в течение установленного срока дивиденды, начисленные лицу, имеющему право на их получение, восстанавливаются обществом в составе нераспределенной прибыли.

В отношении моих акций осуществлена процедура принудительного выкупа, правомерно ли это?

Институт принудительного выкупа акций открытого акционерного общества введён Федеральным законом от 05.01.2006 № 7-ФЗ, дополнившим Федеральный закон «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) главой XI.1 «Приобретение более 30 процентов акций открытого общества».

По смыслу статьи 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах», преобладающий акционер-инвестор, владеющий более чем 95 процентами общего количества голосующих акций открытого акционерного общества, вправе осуществить принудительный выкуп акций, принадлежащих миноритарным акционерам только в том случае, если корпоративный контроль над акционерным обществом был установлен посредством сделанного публично предложения о приобретении акций на основе прямых инвестиций (добровольного или обязательного предложения).

В Определении от 03.07.2007 № 681-О-П Конституционный Суд Российской Федерации пришёл к выводу, что взаимосвязанные положения статьи 84.8 Закона об АО и ч. 5 ст. 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации предполагают, что принудительный выкуп акций у миноритарных акционеров осуществляется в надлежащей юридической процедуре, с соблюдением требований законодательства на каждом из необходимых ее этапов, в разумные сроки и при обеспечении эффективного судебного контроля - в целях защиты прав миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях, а следовательно, не противоречит ст. 35 Конституции Российской Федерации.

Эффективной гарантией соблюдения баланса интересов участников соответствующих правоотношений в процедуре принудительного выкупа акций и, следовательно, защиты прав миноритарных акционеров, является осуществление всестороннего судебного и административного контроля за указанной процедурой, который подразумевает как оценку правильности определения цены выкупаемых акций и наличия убытков у истца, причиненных в связи с ненадлежащим ее определением, так и исследование связанных с принудительным выкупом или возникновением права на такой выкуп фактических обстоятельств, могущих свидетельствовать о существенном нарушении требований закона или о злоупотреблении правами и влиять на установление справедливой цены за выкупаемые акции.

При этом как арбитражные суды, так и Федеральная служба по финансовым рынкам должны исходить из необходимости обеспечения баланса между перераспределением акционерной собственности и ее стабильностью с помощью надлежащих юридических процедур, судебного контроля и равноценного возмещения при лишении собственника имущества, что позволяет снизить социальные издержки, связанные с перераспределением акционерной собственности.

Таким образом, принудительный выкуп ценных бумаг по требованию акционера, ставшего владельцем более 95 % голосующих акций открытого акционерного общества является правомерным, при этом права миноритарных акционеров являются надлежащим образом защищёнными законодательно установленными гарантиями государственного контроля, а также механизмом установления рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг.

Требование о выкупе, так же как и обязательное предложение, направляется лицом в открытое акционерное общество, которое, в свою очередь, в соответствии с п. 3 ст. 84.8 Закона об АО обязано его направить всем своим акционерам в порядке, предусмотренном для направления сообщения о проведении общего собрания акционеров.

Согласно п. 6 ст. 84.8 Закона об АО, акционер вправе направить лицу, осуществляющему принудительный выкуп, заявление, содержащее реквизиты своего счета в банке, на который должны быть перечислены денежные средства за выкупаемые ценные бумаги, или адрес для осуществления почтового перевода положенных ему денежных средств за отчуждаемые акции.

В соответствии с п. 7 ст. 84.8 Закона об АО, если таковое заявление лицу не направлено, денежные средства перечисляются последним в депозит нотариуса по месту нахождения открытого акционерного общества.

Сведения о нотариусе, в депозит которого должны быть перечислены денежные средства, указаны в тексте требования о выкупе ценных бумаг.

Статьей 84.8 Закона об АО предусмотрено право акционера, не согласившегося с ценой выкупаемых акций, обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг. При этом предъявление владельцем ценных бумаг указанного иска в арбитражный суд не является основанием для приостановления выкупа ценных бумаг или признания его недействительным.

Какие документы и сведения общество обязано предоставить своему акционеру?

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 91 Федерального закона от 28.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), акционерное общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, которые оно обязано хранить в соответствии с требованиями действующего законодательства, уставом общества, его внутренними документами, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества.

Дополнительный перечень документов, которые общество обязано хранить и предоставлять по требованию акционера, установлен Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс, а также Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.

К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Необходимо отметить, что общество не обязано по требованию акционера специально изготавливать отдельные документы, хранение которых не предусмотрено законодательством и документами общества (аналитические справки, отчёты и т.п.).

Кроме того, общество не обязано предоставлять документы, которые у него отсутствуют по объективным причинам. Общество обязано сообщить участнику об отсутствии документа, а также (при наличии таких сведений) о причинах его отсутствия, месте нахождения документа и предполагаемой дате, когда он будет возвращен в общество или восстановлен (при наличии такой возможности). В такой ситуации участник также имеет право потребовать, чтобы общество по возвращении или восстановлении отсутствующего документа сообщило ему об этом.

В порядке п. 3.4 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утверждённого постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 № 03-33/пс хранению подлежат подлинники документов общества. В случае утраты или повреждения подлинника документа общества хранению подлежит заверенная в установленном порядке копия такого документа. О каждом случае утраты или повреждения подлинника документа общества должен быть составлен соответствующий акт с указанием причины утраты или повреждения, приобщаемый к передаваемой на хранение копии документа общества и подлежащий хранению вместе с ней.

Предоставление вышеуказанных копии и акта, в случае утраты подлинника документа, является надлежащим исполнением обязанности по предоставлению информации акционеру.

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 67 Гражданского кодекса Российской Федерации, участники хозяйственного общества обязаны не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества.

Если документы, которые требует предоставить акционер, содержат конфиденциальную информацию о деятельности общества, в том числе коммерческую тайну (например, отдельные договоры), общество, прежде чем передать соответствующие документы и (или) их копии, может потребовать выдачи расписки о предупреждении о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности её сохранять.

Если документы, которые требует предоставить акционер, содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т.п.), общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию. Одновременно общество обязано сообщить акционеру об основаниях отнесения информации, содержащейся в этих документах, к охраняемой законом тайне.

Подробнее о требованиях к предоставлению информации акционеру, выработанных судебной практикой, можно ознакомиться в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.01.2011 № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ».

Обязано ли акционерное общество предоставить акционеру документы, раскрываемые обществом в сети Интернет?

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 91 Федерального закона от 28.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО), акционерное общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, которые оно обязано хранить в соответствии с требованиями действующего законодательства, уставом общества, его внутренними документами, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества.

В порядке п. 2 ст. 91 Закона об АО, указанные документы должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 ст. 91 Закона об АО, предоставить им копии указанных документов.

В свою очередь, ст. 92 Закона об АО устанавливает перечень информации, которую обязано раскрывать открытое акционерное общество.

Следует учитывать, что объём информации, которую акционерное общество обязано раскрывать в сети Интернет, не совпадает с объёмом информации, содержащейся в документах, которые общество обязано хранить в соответствии со ст. 89 Закона об АО.

Обязанности акционерного общества по обеспечению акционерам доступа к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона об АО, в том числе по изготовлению копий указанных документов и по раскрытию информации в порядке ст. 92 Закона об АО, являются различными. Выбор конкретной формы реализации права на получение информации осуществляется акционером самостоятельно, при этом его право требовать предоставления копий документов не может быть обусловлено необходимостью первоначально прибыть по месту нахождения акционерного общества и ознакомиться с документами, либо ознакомиться с информацией, раскрытой акционерным обществом в сети Интернет.

Следовательно, надлежащее исполнение акционерным обществом обязанности по раскрытию в сети Интернет, предусмотренной ст. 92 Закона об АО, не освобождает эмитента от обязанности предоставлять своим акционерам копии документов, перечисленных в п. 1 ст. 89 Закона об АО.

Лицо стало единственным акционером общества, в котором избран и действует совет директоров. Необходимо ли в указанном случае соблюдать требования законодательства о порядке созыва и проведения общих собраний акционеров?

Как установлено п. 3 ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. При этом положения главы VII Закона об АО, определяющие порядок и сроки подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания акционеров.

Таким образом, законодателем установлено единственное ограничение: решения, которые в соответствии с п. 1 ст. 47 Закона об АО должны приниматься на годовом общем собрании акционеров, должны быть приняты единственным акционером общества в срок, устанавливаемый уставом общества, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.

Если в обществе, в котором лицо стало единственным акционером, был сформирован и продолжает действовать совет директоров, то решения такого совета директоров о созыве общего собрания акционеров, утверждении повестки дня общего собрания, либо предложения совета директоров по принятию решений по отдельным вопросам, для единственного акционера не являются обязательными.

Всё вышеизложенное справедливо также и в отношении процедуры принятия решения об освобождении от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. В частности, такое общество (в котором все акции принадлежат одному лицу) не обязано отражать в справке эмитента, предусмотренной подп. 5 п. 2.1 Порядка рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», утверждённого Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.12.2010 № 10-75/пз-н, сведения о количестве акционеров эмитента на дату составления списка лиц, имевших право на участие в общем собрании акционеров эмитента, которым принято решение обратиться в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением об освобождении его от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации. Вместо этого в справке следует указать сведения о наличии единственного акционера на дату принятия им соответствующего решения.

Как при подаче заявления об освобождении от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» должны указываться сведения о выпуске ценных бумаг, находящемся в обращении?

При заполнении заявления необходимо различать «дату государственной регистрации выпуска ценных бумаг» и «дату аннулирования государственного регистрационного номера выпуска ценных бумаг». При аннулировании государственного регистрационного номера выпуска ценных бумаг (не в связи с размещением нового выпуска ценных бумаг), происходит лишь «замена» старого номера на «новый», а дата государственной регистрации выпуска остаётся прежней, то есть соответствует дате присвоения «старого», аннулированного регистрационного номера.

Например, регистрирующим органом 19.02.1993 зарегистрирован выпуск обыкновенных акций общества, выпуску присвоен регистрационный номер 32-1п-100.

01.07.2005 регистрационный номер 32-1п-100 аннулирован, данному выпуску присвоен новый государственный регистрационный номер 1-01-10001-Е.

В данном случае обществу следует указать один зарегистрированный выпуск ценных бумаг, находящихся в обращении: ГРН 1-01-10001-Е от 19.02.1993, а не от 01.07.2005.

Если эмитентом осуществлялась регистрация дополнительного выпуска акций, и регистрирующий орган не принял решение об аннулировании его индивидуального номера (кода), то в заявлении в обязательном порядке должен быть указан государственный регистрационный номер, присвоенный такому дополнительному выпуску акций эмитента, и дату государственной регистрации такого дополнительного выпуска акций.

От раскрытия какой информации общество может быть освобождено в порядке, предусмотренном ст. 92.1 Федерального закона «Об акционерных обществах»?

Акционерное общество может быть освобождено от обязанности раскрытия следующей информации:

- ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг;

- сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчетности эмитента;

- сообщений о существенных фактах.

Законодательство не предусматривает возможности освобождения от раскрытия «минимального объема» информации (п.п. 8.1–8.5 и 8.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утверждённого приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н).