×Закрыть

№ 8 2017

№ 8 2017

Взаимодействие денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики стран Центральной и Восточной Европы

М.Ю. Головнин,
доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, первый заместитель директора Института экономики Российской академии наук; e-mail: mgecon@mail.ru

Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) за последнее десятилетие столкнулись с двумя масштабными внешними экономическими шоками: глобальным финансово-экономическим кризисом и европейским долговым кризисом. Их воздействие привело к существенному замедлению экономической динамики и поставило новые вызовы перед экономической политикой этих стран. Наилучшие результаты с точки зрения экономической динамики продемонстрировали страны, которые смогли сочетать активную денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику (Польша, Албания, Румыния). В период 2010–2015 гг. наиболее сбалансированной динамикой макроэкономических показателей отличались страны, вошедшие в Экономический и валютный союз, однако возможности его расширения за счет стран, выгоды от перехода на евро для которых явно перевешивают издержки, в ближайшей перспективе практически исчерпаны. Представляют интерес отдельные применявшиеся странами ЦВЕ инструменты: по преодолению евроизации экономик и снижению зависимости от внешнего финансирования.

The countries of Central and Eastern Europe have faced two large-scale external economic shocks over the past decade: the global economic and financial crisis and the European debt crisis. Their impact led to a significant slowdown in economic dynamics and posed new challenges to the economic policies of these countries. The best results from the point of view of economic dynamics were demonstrated by countries that were able to combine active monetary and fiscal policies (Poland, Albania, Romania). In the period 2010–2015 the most balanced dynamics of macroeconomic indicators was characterized by members of Economic and Monetary Union, but the opportunities for its expansion at the expense of countries, the benefits of the transition to the euro for which clearly outweigh the costs, in the near future are almost exhausted. Some of the instruments used by the CEE countries are of special interest: aimed at overcoming the euroization of domestic economies and at reducing dependence on external financing.

Ключевые слова: денежно-кредитная политика; бюджетно-налоговая политика; макропруденциальная политика; валютный курс; евроизация; страны Центральной и Восточной Европы.
Key words:
monetary policy; fiscal policy; macroprudential policy; exchange rate; euroization; Central and Eastern European countries.

JEL E42, E52, E62

 

Вызовы дезинфляции для банковской системы (Точка зрения)

М.Ю. Матовников,
кандидат экономических наук, старший управляющий директор – главный аналитик ПАО Сбербанк; e-mail: mymatovnikov@sberbank.ru

В статье рассматриваются последствия для банковской и финансовой системы снижения инфляции до целевого уровня Банка России – 4%. Снижение инфляции – серьезный стресс для экономики и банковской системы. Переход к инфляции 4% обещает банкам снижение маржи примерно на четверть и невозможность выйти на докризисную рентабельность. Качество кредитов будет восстанавливаться, но не столь быстро, как могло бы быть при более мягкой денежной и бюджетной политике. Кроме того, низкая инфляция автоматически означает снижение темпов роста непроцентных доходов. Однако низкая инфляция влечет не только стрессы, но и предоставляет возможности для развития, связанные с увеличением потенциала ряда рынков, прежде всего ипотеки, а также с развитием небанковских финансовых посредников.

The article discusses the implications for the banking and financial system of inflation dropping to the target level of the Bank of Russia – 4%. The reduction of inflation is a serious stress to the economy and the banking system. The transition to low inflation brings to the banks lower margins by about a quarter and the inability to reach pre-crisis profitability. The quality of loans will recover, but not as fast as could be under softer monetary and fiscal policy. Also, low inflation means lower growth rates of non-interest income. However, low inflation entails not only stress, but also opportunities for development associated with the increased potential of some markets, especially mortgages, as well as with the development of non-bank financial intermediaries.

Ключевые слова: дезинфляция; снижение маржи; рентабельность; кризис; ипотека; небанковские финансовые посредники; комиссионные доходы; процентный риск; негосударственные пенсионные фонды; страхование жизни; забалансовые операции.
Key words: disinflation; lower margins; profitability; crisis; mortgages; nonbank financial intermediaries; commission income; interest rate risk; pension funds; life insurance; off balance sheet operations.

УДК 336.748.12

 

Развитие системы профессиональных квалификаций финансового рынка России

А.В. Мурычев,
доктор экономических наук, председатель Совета Ассоциации .Россия., председатель Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка, вице-президент РСПП; e-mail: priemmav@rspp.ru
Д.К. Маштакеева,
генеральный директор Ассоциации участников финансового рынка .Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка.; заместитель проректора по непрерывному образованию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail: dmashtakeeva@gmail.com
П.Н. Новиков,
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Центра методологии бухгалтерского учета Научно-исследовательского финансового института Минфина России; эксперт-аналитик Ассоциации участников финансового рынка; e-mail: pnovikov@nifi.ru

Статья посвящена одному из важнейших аспектов функционирования финансового рынка – совершенствованию системы его регулирования. Развитие отраслевой системы профессиональных квалификаций специалистов как составной части Национальной системы квалификаций отвечает запросам общественной практики в современной экономической ситуации, соответствует требованиям усложняющейся структуры экономики и финансового рынка. В статье рассмотрены наиболее важные направления и основные результаты деятельности Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка.

One of the most important aspects of the functioning of financial markets is the improvement of the system of regulation. Development and management of sectoral system of professional qualifications of specialists as an integral part of the National qualifications system meets the needs of social practice in the current economic situation, meets the requirements of complicating the structure of the economy and financial market. In the article the most important directions and main results of the Council for professional qualifications of the financial market are considered.

Ключевые слова: профессиональная квалификация; финансовый рынок; профессиональный стандарт; мониторинг рынка труда; независимая оценка квалификации; профессионально-общественная аккредитация.
Key words: professional qualifications; financial market; professional standard; labor market monitoring; independent assessment of qualifications; professional and public accreditation.

УДК 331.102.323

 

Сценарный анализ параметров пенсионной системы в контексте устойчивости государственных финансов России

С.А. Власов,
заведующий сектором, Департамент исследований и прогнозирования Банка России, Москва; e-mail: VlasovSA@cbr.ru
М.О. Мамедли,
главный экономист, Департамент исследований и прогнозирования Банка России, младший научный сотрудник, Научно-учебная лаборатория макроэкономического анализа, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)2, Москва; e-mail: MamedliMO@cbr.ru

В долгосрочной перспективе поддержание устойчивости государственных финансов может потребовать значительного сокращения бюджетных расходов относительно ВВП, что отчасти может быть реализовано за счет снижения расходов на пенсионное обеспечение. Риски устойчивости государственных финансов усугубляются негативными демографическими трендами, роль которых при рассмотрении пенсионных расходов предположительно будет только возрастать. Реализуемые реформы по отказу от индексации пенсий работающим пенсионерам и повышению пенсионного возраста государственным служащим окажут слабый эффект. В работе представлены оценки на период до 2035 г. динамики собственных доходов Пенсионного фонда России и сценарный анализ расходов на пенсионное обеспечение при различных сценариях темпа роста экономики, демографических характеристик и степени реформирования пенсионной системы, без конкретных предложений авторов о реформировании пенсионной системы.

Fiscal sustainability aspect may require significant cuts of public spending to GDP in the long run. Partly it can be done via decrease of pension spending. Potential fiscal risks worsen by the demographic trends, whose role in defining pension spending seems to increase in the future. The effect of the abolishment of indexation of pension for working pensioners and increase of the retirement age for public servants will be limited. The paper presents the estimates of the Russian pension fund’s revenue as well as pension expenditures until 2035 under different assumptions about economic growth, demographic characteristics and potential pension reforms.

Ключевые слова: доходы и расходы пенсионного фонда; пенсионные реформы; пенсионный возраст; устойчивость государственных финансов.
Key words: pension fund revenue and spending; pension reforms; retirement age; fiscal sustainability.

УДК 336.5, 336.13, 336.14, 331.25

 

Нормализация режима монетарного регулирования в США

В.М. Усоскин,
доктор экономических наук, профессор, Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова РАН; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: v_ouss31@mail.ru

Глубокий финансовый кризис 2007–2009 гг., поразивший экономику большинства развитых стран мира, оказал серьезное влияние на характер и методы монетарной политики в этих странах. Традиционные меры стимулирования экономи-ческой активности оказались малоэффективными в условиях катастрофического дефицита ликвидности, панической распродажи финансовых активов и банкротства крупных финансовых структур. Федеральная резервная система (ФРС) США была вынуждена принять экстренные меры по оказанию кредитной помощи финансовым институтам, чтобы не допустить обрушения важных секторов денежного и фондового рынков, а затем ввести беспрецедентные по масштабам программы покупки финансовых активов для стимулирования экономического роста и снижения уровня безработицы. В настоящее время, после медленного и неполного восстановления хозяйственной активности в стране, принимаются меры для выхода ФРС из режима чрезвычайных мероприятий и возвращения к докризисной модели монетарного регулирования. В статье дается краткий обзор чрезвычайных мероприятий центрального банка США в условиях кризиса и последовавшей за ним рецессии и анализируются предпринимаемые ФРС меры для восстановления традиционных принципов политики.

Deep financial crisis of 2007–2009 hit the economies of most developed countries and led to profound changes in the character and methods of monetary policy. Ordinary tools to stimulate economic activity were not effective in a situation of vast shortage of liquidity, panic sales of financial assets and bankruptcy of big financial institutions. The Federal Reserve System (FRS) was compelled to introduce emergency credit support programs for financial institutions and later to buy оn unprecedented scale government securities and mortgage-backed obligations to foster economic growth and reduce level of unemployment. Now, after slow and incomplete improvement of economic situation FRS takes measures to return to traditional model of monetary regulation. This article contains a short review of measures taken by FRS during the crisis and the following recession and focuses on analysis of plans to restore traditional model of monetary policy.

Ключевые слова: традиционная монетарная политика; ставка по федеральным фондам; «количественное смягчение»; нормализация монетарной политики.
Key words: traditional monetary policy; federal funds rate; «quantitative easing»; monetary policy normalization.

УДК 336.7; JEL E32, E52, E58

 

Существенные факторы риска при выдаче ипотечного кредита

А.Д. Языков,
кандидат экономических наук, советник экономический Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России; e-mail: yazykov@cbr.ru
А.А. Цыганов,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Ипотечное жилищное кредитование и страхование» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН; e-mail: al_ts@rambler.ru

Основы формирования источников проблем (дефолтов) в ипотечном жилищном кредитовании и механизмов их преодоления во многом объясняются теорией кредита с учетом сложившейся практики ипотечного кредитования. В статье рассматриваются и анализируются существенные факторы риска при выдаче ипотечного кредита в современных российских условиях.

Bases of forming of sources of problems (defaults) in mortgage housing lending and mechanisms of their overcoming in many respects are explained by the theory of the credit taking into account established practices of mortgage lending. In article essential risk factors in case of issue of a mortgage loan in modern Russian conditions are considered and analyzed.

Ключевые слова: ипотечное кредитование; риск; управление рисками; кредитный риск; факторы риска.
Key words: mortgage lending; risk; risk management; credit risk; risk factors.

УДК 336.774

 

Система кооперативного кредита – надежное средство избавления от бедности

И.Л. Бубнов,
кандидат экономических наук, консультант Управления регулирования, Департамент микрофинансового рынка Банка России; e-mail: bil@cbr.ru

Статья посвящена роли кооперативного кредита в преодолении бедности, вскрыты его генетические корни, показаны особенности его организации.

The article is devoted to a role of the cooperative credit in overcoming poverty, its genetic roots are opened, features of its organization are shown.

Ключевые слова: кредит для малоимущих; кооперация как особая форма организации жизнедеятельности; кооперативный кредит и его организация.
Key words: the credit for needy; cooperation as a special form of the organization of livelihood; the cooperative credit and its organization.

УДК 334.732.2

 

Сохранить рынок аудита

С.Л. Никифоров,
заслуженный экономист Российской Федерации и Республики Татарстан, генеральный директор ООО ФБК Поволжье; e-mail: acg-pkf@mail.ru

Статья посвящена анализу основных положений предложений Банка России по изменению федерального законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации. Автор на базе имеющихся в его распоряжении данных проанализировал возможные изменения ключевых параметров аудиторского рынка в результате принятия этих предложений. По итогам анализа автор делает вывод о том, что предложения Банка России могут стать основой для реформирования российского аудиторского рынка.

The paper analyzes the main provisions of the proposals of the Bank of Russia on amending the Federal Law regulating audit activities in the Russian Federation. Using the statistical data available to the author, possible changes in the key parameters of the audit market resulting from the adoption of these proposals are analyzed. Based on the analysis results, the author draws conclusions that the Bank of Russia’s proposals can become the framework for reforming the Russian audit market.

Ключевые слова: аудит; аудитор; аудиторская организация; рынок аудита.
Key words: audit; auditor; audit company; audit market.

УДК 657.6

 

Финансовая доступность инфраструктуры платежных услуг на территории Алтайского края

А.А. Антипов,
заместитель управляющего Отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Банка России, кандидат экономических наук; e-mail: Andrei.A.Antipov@yandex.ru
А.О. Липатов,
консультант отдела проверок и контроля применения информационных технологий Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Главного управления безопасности и защиты информации Банка России, аспирант Алтайского государственного университета; e-mail: lipatov.alex@hotmail.com
В.В. Мищенко,
профессор кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент; e-mail: ikmischenko@mail.ru

Статья посвящена региональным аспектам финансовой доступности инфраструктуры платежных услуг на территории Алтайского края. Предложена методика и представлены результаты исследования физической обеспеченности районов, городов и иных населенных пунктов региона объектами инфраструктуры оказания платежных услуг, полученные в процессе деятельности территориального учреждения Банка России по надзору и наблюдению в национальной платежной системе.

In the article the regional aspects of the financial inclusion of the payment services infrastructure in the Altai territory are considered. The authors suggest the methodology and present the results of the study of the physical equipment of the districts, cities and other settlements of the region with the infrastructure of payment services received during activity of the territorial establishment of the Bank of Russia on oversight and supervision in the national payment system.

Ключевые слова: финансовая доступность; платежные услуги; рынок платежных услуг; платежная инфраструктура; подразделения банков; банкоматы; платежные карты.
Key words: financial inclusion; payment services; market of payment services; payment infrastructure; bank offices; ATMs; payment cards.

УДК 336.717.1:336.71

 

Историко-правовые аспекты эволюции банковской системы Исландии

Н.Б. Топорнин,
кандидат юридических наук, доцент кафедры европейского права, Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД Российской Федерации; e-mail: n.topornin@yandex.ru

В статье рассматриваются некоторые исторические и правовые аспекты развития банковской системы Исландии. Несмотря на то, что первые банковские учреждения в Исландии были созданы в конце XIX в., формирование современной банковской системы страны началось после обретения ею независимости в 1944 г. Центральный банк Исландии был создан в 1961 г., однако современный правовой статус главного банка страны базируется на законе 2001 г. (36/2001) с важными изменениями и дополнениями, внесенными в 2009 г. Разразившийся глубокий финансовый кризис в Исландии в 2008–2009 гг. повлек за собой радикальные преобразования банковской системы страны, выразившиеся в национализации всех коммерческих банков и установлении жестких мер регулирования со стороны государства. К настоящему времени правительство страны и Центральный банк Исландии сумели преодолеть глубокий экономический и финансовый кризис и восстановить доверие к национальным банковским институтам. В статье исследуются правой статус Центрального банка Исландии, эволюция системы коммерческих банков, взаимоотношения Исландии с иностранными вкладчиками по делу «IceSave» и некоторые другие вопросы.

In this article the author examines some historic and legal aspects of the development of banking system in Iceland. Though the first banking institutions in Iceland were set up in the end of XIX century, the establishment of modern country banking system began only after Iceland had become independent in 1944. The central bank of Iceland was established in 1961, however the contemporary legal status of the main country bank is based on the Law Act of 2001 (36/2001) with important amendments and changes made in 2009. A deep financial crisis, which occurred in Iceland in 2008-2009, provoked radical changes in Iceland credit and banking system resulting in nationalization of all commercial banks and introduction of tough regulation measures from the state authorities. By now the Iceland government and central bank were able to overcome deep financial and economic crisis and to restore confidence in the national banking institutions. In this article the legal status of the Iceland central bank, evolution of commercial banks system, Iceland’ disputes with foreign investors in framework of the «IceSave case» and some other matters are being considered.

Ключевые слова: Исландия; эволюция; финансовый кризис; банковская система; центральный банк; Альтинг; IceSave; коммерческие банки; национализация; правовой статус; государственный банк Исландии.
Key words: Iceland; evolution; financial crisis; banking system; central bank; Alpingi; IceSave; commercial banks; nationalization; legal status; Landsbanki Islands.

УДК 346.62; ББК 67.404.2

 

Происхождение долга Российской империи: макроэкономика и уроки финансовой истории

C.Р. Моисеев,
доктор экономических наук, советник первого заместителя Председателя Банка России; e-mail: msr@mail.cbr.ru

Впервые Россия вышла на внешний рынок займов в период правления императрицы Екатерины II. Первое размещение государственных облигаций за рубежом было первым публичным займом, поскольку внутренний финансовый рынок в Российской империи отсутствовал. Причинами внешних займов были необходимость финансирования русской армии, пребывавшей в Европе, и предотвращение оттока серебряных денег из страны. В последующем хронический дефицит бюджета привел к тому, что российские власти уже не могли обходиться без новых займов. С точки зрения макроэкономической теории правительство допустило ряд ошибок, связанных с отсутствием контрциклической налогово-бюджетной политики, а также с фискальным доминированием. Как следствие, первая долговая экспансия на внешнем рынке завершилась первой в истории реструктуризацией, а также инфляцией бумажных денег на внутреннем рынке.

First time Russia entered the foreign debt market during the reign of the Empress Catherine II. The first abroad issue of government bonds was the first public debt, because the domestic financial market in the Russian Empire was absent. The reasons for foreign borrowing were considerations of the payment balance and foreign financing of the Russian army. Subsequently, the chronic budget deficit led to impossibility of the Russian authorities live without new borrowing. From the macroeconomic point of view the government made a several mistakes related to the smoothing of taxation under temporary shocks, as well as fiscal dominance. As a consequence, the first debt expansion in the external market resulted the first debt restructuring in the history and the inflation of paper money in the domestic market.

Ключевые слова: Российская империя; государственный долг; государственные облигации; макроэкономика; налогово-бюджетная политика; бюджет.
Key words: the Russian Empire; public debt; government bonds; macroeconomics; fiscal policy; budget.

УДК 336. 27