×Закрыть

№ 12 2014

№ 12 2014

В поисках сеньоража, или легких путей к процветанию (Обзор полемики вокруг политики Банка России)

Д.В. Тулин
кандидат экономических наук, Российская академия предпринимательства; e-mail: dmitry.tulin@gmail.com

В статье анализируется полемика вокруг политики Банка России на примере статей К. Юдаевой и С. Глазьева, опубликованных в журнале «Вопросы экономики» (№ 9 за 2014 г.). Отмечается большая заинтересованность С. Глазьева в создании условий для экономического роста, но критический разбор его практических рекомендаций показывает, что они не ведут к достижению поставленной им цели ускоренного роста валового накопления основного капитала и направления банковских кредитов на финансирование промышленного развития. Необходимы более радикальные и продуманные меры по смене финансовой парадигмы, финансово-экономической модели.

The article reviews current debates over Russia’s central bank policies, particularly, the publications by Ksenia Yudaeva and Sergey Glazyev in «Voprosy economiki» (№ 9, 2014). It is argued that policy recommendations by Sergey Glazyev would not be sufficient for increasing investment component of GDP, and boosting bank lending to industrial enterprises. More radical policy measures conducive to the change of financial paradigm would be required.

Ключевые слова:денежно-кредитная политика; центральные банки; денежная эмиссия; сеньораж.

Key words: Russia, monetary policy; central bank; currency issue; seigniorage.

Проблемы налогообложения операций хеджирования

Т.Ю. Сафонова
кандидат экономических наук, доцент, старший менеджер группы консультирования компаний финансового сектора налогово-юридического отдела КПМГ, советник налоговой службы I ранга, Москва; e-mail: tsafonova@kpmg.ru

Статья посвящена анализу существующей системы налогообложения операций хеджирования c использованием производных финансовых инструментов. Особое внимание автор уделяет проблемам выявления данных операций и четкого отделения их от спекулятивных «схемных» сделок в целях создания благоприятного налогового режима для операций по снижению рисков. Постоянное усовершенствование и усложнение производных инструментов, а также возможность компаний подстраивать каждый инструмент под свои индивидуальные потребности делают практически невозможным их разовое и однозначное определение в нормативных документах. Дополнительные проблемы возникают в связи с отсутствием в российском законодательстве единой терминологической базы, а также системного подхода к регулированию срочного рынка.

This article is devoted to the analysis of the Russian taxation system of hedge derivatives. The special attention is given to the problems of the separation of hedge and speculative «schematic» transactions for the purpose of tax incentives for the former and restriction of the latter. Complexity of derivatives is constantly increasing, the companies have the possibility to adjust every instrument to their individual needs. All these processes impede the establishment of the standardized classification of derivatives. Additional problems arise from the lack of a unified terminology in Russian legislation and of the systematic approach to the regulation of the derivatives market.

Ключевые слова:деривативы, производные финансовые инструменты; хеджирование; налогообложение; срочный рынок; кредитно-дефолтный своп; структурный дериватив.

Key words:derivative; hedging; taxation; terms market; credit default swap; CDS; structuring derivative.

Интегрирование надзора за негосударственными пенсионными фондами и их активами в надзорную систему Банка России

А.Н. Спирина
ведущий экономист отдела банковского надзора № 2 Управления надзора за крупными кредитными организациями Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу; e-mail: pandora_vamp@bk.ru

Создание на базе Центрального банка Российской Федерации мегарегулятора, осуществляющего надзор за деятельностью финансового рынка, в том числе негосударственных пенсионных фондов, позволит снизить риск невозврата пенсионных накоплений граждан, создать надежную инвестиционную базу для развития экономики страны, повысить финансовую стабильность пенсионной системы.

Creation of the great controlling system on the base of the Central bank of Russian Federation realizing of monitoring activity of the financial market, including private pension funds, allows lowering the risk of non-repayment of pension savings of citizens, creating reliable investment base for development of state economy, increasing stability of pension system.

Ключевые слова:негосударственный пенсионный фонд; Центральный банк Российской Федерации; пенсионная система.

Key words:private pension fund; the Central bank of Russian Federation; pension system.

Реформа банковского регулирования в Китае: особенности регулятивного континуума и системные риски

Э.П. Джагитян
кандидат экономических наук, M.B.A., ведущий научный сотрудник Центра исследований международных экономических отношений, доцент кафедры «Мировые финансы» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; e-mail: dzhagityan@gmail.com

Статья представляет собой системное исследование посткризисных преобразований в сфере банковского регулирования и надзора в Китае. Выявлено, что задача минимизации рисков, исходящих от системообразующих банков, пока не достигнута, что в некоторой степени компенсируется множественностью аспектов регулирования, их миниатюризацией и более жесткими стандартами надзора по сравнению с Базелем III. С другой стороны, нерегулируемые сегменты финансового сектора создают дополнительные рискогенные очаги. В целом же регулятивная реформа осуществляется в соответствии с фундаментальными принципами международной реформы регулирования. Представлены предложения по применению китайского опыта реформы в российском банковском секторе.

The article is a pilot attempt of comprehensive research of China’s banking regulation and supervision reform in the post-crisis era. It is found that risks associated with the «too big to fail» banks still cannot be contained that to a certain extent is offset by a wider array of regulatory aspects, their miniaturization, and more stringent supervisory standards compared with Basel III. On the other side, non-regulated segments of the financial sector pose higher risks. More broadly, regulatory reform in China comes close with fundamental principles of international reform of banking regulation. Based on research findings relevant recommendations are developed for the Russian banking sector.

Ключевые слова:банковское регулирование; Базель III; реформа регулирования в Китае; системные риски; системообразующий банк; теневая (параллельная) банковская деятельность; российская банковская сфера.

Key words:banking regulation; Basel III; China’s banking regulation reform; systemic risks; «too-big-to-fail» bank; shadow banking; Russian banking industry.

Управление государственными сберегательными кассами: верность Родине и службе

Мухамедина Шамшия
доктор исторических наук, профессор Уфимского государственного университета экономики и сервиса; e-mail: mukhamedina@mail.ru

В статье рассматривается деятельность Управления государственными сберегательными кассами (УГСК) как структурного подразделения Государственного банка Российской империи и самостоятельного ведомства, осуществлявшего меры по качественному и количественному развитию сберегательных касс и повышению их эффективности в деле обеспечения национальной безопасности в годы Первой мировой войны.

The article analyzes the activity of the Management of public savings banks (rus. UGSK) not only a structural subdivision of the State Bank of Russian empire, but also directly controlled by the Ministry of finance independent agency during the World War I.

Ключевые слова:Управление государственными сберегательными кассами; Министерство финансов; сберегательные кассы; государственный кредит; страхование; доходы; капиталы; революция; корпоративное поведение.

Key words:Management of public savings banks; Ministry of finance; savings banks; state credit; insurance; income; capital; revolution; corporate behaviour.