Финансовая доступность

Что такое финансовая доступность

В целях координации деятельности структурных подразделений Банка России по вопросам повышения финансовой доступности Банк России в июле 2015 года принял следующее определение финансовой доступности с учетом международного опыта по этому вопросу и специфики финансовых рынков Российской Федерации.

Финансовая доступность – это состояние финансового рынка, при котором всё дееспособное население страны, а также субъекты малого и среднего предпринимательства имеют полноценную возможность получения базового набора финансовых услуг, которая характеризуется совокупностью следующих условий:

  • наличие инфраструктуры предоставления финансовых услуг (физическая возможность получения услуг в отделениях и филиалах финансовых организаций, посредством банкоматов, электронных и платежных терминалов, через платежных агентов, банковских платежных агентов, страховых агентов, страховых брокеров, организации федеральной почтовой связи и/или возможность дистанционного/удаленного доступа к получению финансовых услуг посредством сети Интернет, с использованием мобильного телефона и иных устройств во всех населенных пунктах Российской Федерации);
  • востребованность финансовых услуг (устойчивый спрос со стороны населения и/или субъектов малого и среднего предпринимательства на доступные финансовые услуги);
  • качество финансовых услуг (бесперебойное и безопасное предоставление финансовых услуг, ценовая доступность финансовых услуг для значительного числа потребителей, доверие граждан к финансовым институтам и предоставляемым ими услугам, эффективная система защиты прав потребителей финансовых услуг);
  • полезность финансовых услуг (финансовая грамотность населения, понимание потребителем сути оказываемых ему услуг, оценка потребителем степени положительного/отрицательного влияния оказываемых ему услуг на качество его жизни).

Базовый набор финансовых услуг* – услуги, оказываемые финансовыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, включающие услуги страхования, кредитования, по формированию вкладов/сбережений, а также платежные услуги.

* Базовый набор финансовых услуг определен Глобальным партнерством за финансовую доступность «Группы 20» и включает в себя услуги страхования, кредитования, формирования сбережений и платежные услуги. При этом в случае необходимости базовый набор финансовых услуг может быть дополнен иными видами финансовых услуг.

Стратегия повышения финансовой доступности в России

26 марта 2018 года Совет директоров Банка России утвердил Стратегию повышения финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов. Документ был утвержден с учетом предложений, поступивших в ходе общественных консультаций и ведомственного обсуждения.

Стратегия ставит перед собой две основные цели:

  1. Повышение скорости и качества доступа к финансовым услугам для всех потребителей, имеющих стабильный доступ к сети интернет и дистанционным (цифровым) финансам;
  2. Обеспечение приемлемого уровня доступности и качества базовых финансовых услуг (денежные переводы и платежи, сбережения, кредитование и страхование) и их последовательный рост для тех групп потребителей, которые сегодня не имеют полноценного доступа к инструментам финансового рынка. В частности, ожидается повышение уровня физического доступа к финансовым услугам для потребителей, проживающих в сельской местности и на отдаленных, малонаселенных или труднодоступных территориях. Меры, описанные в Стратегии, позволят повысить финансовую доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства и групп населения с ограниченным доступом к финансовым услугам, в том числе для лиц с низким уровнем дохода, людей с инвалидностью, пожилых и маломобильных групп населения.

По итогам реализации Стратегии ожидается повышение уровня доступности и качества финансовых услуг как для населения России в целом, так и для групп потребителей, выделенных в Стратегии как приоритетные.

Меры по развитию информационно-телекоммуникационной и платежной инфраструктур, цифровых финансовых технологий будут способствовать повышению качества и скорости доступа населения к финансовым услугам, в то время как предусмотренные Стратегией меры по совершенствованию системы защиты прав потребителей финансовых услуг и повышению финансовой грамотности приведут к укреплению доверия потребителей к финансовой системе.

Реализация Стратегии будет способствовать повышению конкуренции на финансовом рынке, расширению ассортимента финансовых услуг и росту ментальной доступности цифровых каналов их предоставления. 2

Стратегия разработана в соответствии с Основными направлениями развития финансового рынка Российской Федерации на период 2016–2018 годов и учитывает положения стратегических документов Банка России, в частности Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017– 2023 годы, Основных направлений развития финансовых технологий на период 2018–2020 годов.

Стратегия повышения финансовой доступности в России на период 2018–2020 годов

Презентация о Стратегии повышения финансовой доступности на период 2018–2020 годов

Индикаторы финансовой доступности

Индикаторы финансовой доступности за 2014-2015 года (по результатам замера 2015 и 2016 годов)

Индикаторы финансовой доступности за 2014-2016 года (по результатам замера 2015-2017 годов) По состоянию на 18.07.2018

Индикаторы финансовой доступности за 2017 год (по результатам замера 2018 года) По состоянию на 29.08.2018

Международная деятельность по повышению финансовой доступности

В рамках многостороннего сотрудничества Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности участвует в работе Альянса за финансовую доступность (Alliance for Financial Inclusion), Глобального партнерства за финансовую доступность G20 (G20 Global Partnership for Financial Inclusion) и Консультативной группы помощи малообеспеченным слоям населения (Consultative Group to Assist the Poor).

По поручению руководства Банка России Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности принимает участие в работе с миссиями международных организаций, Всемирного банка, в консультациях Международного валютного фонда (МВФ), в программе оценки финансового сектора (FSAP) МВФ, в комитетах (рабочих группах) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO).

В феврале 2014 года Банк России стал полноправным членом Альянса за финансовую доступность (Alliance for Financial Inclusion) – международной организации, объединяющей регулирующие финансовые органы 95 развивающихся стран мира. Основной задачей Альянса, к которому Банк России присоединился в феврале 2014 года, является выработка мер по расширению доступа населения к финансовым услугам.

Среди приоритетов Банка России по обеспечению финансовой доступности можно отметить следующие:

  • развитие передовых подходов к защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе широкого внедрения принципов ответственного потребительского кредитования и института финансового омбудсмена;
  • внедрение передовых практик работы с жалобами потребителей финансовых услуг;
  • разработка индикаторов и системы оценки уровня доступности финансовых услуг для населения и предпринимателей с учетом рекомендаций «Группы 20» и Альянса за финансовую доступность;
  • повышение финансовой грамотности населения и предпринимателей.

О присоединении Банка России к «Декларации Майя»

Банк России на ежегодном форуме Альянса за финансовую доступность (AFI) в сентябре 2014 года присоединился к «Декларации Майя», отражающей приоритеты и основные направления политики членов AFI по повышению доступности финансовых услуг.

Основными приоритетами Банка России в области повышения финансовой доступности в выступлении на форуме AFI заместитель Председателя Банка России В.В.Чистюхин назвал развитие передовых подходов к защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе широкое внедрение принципов ответственного потребительского кредитования и создание института финансового омбудсмена.

Банк России также намерен внедрять передовые практики работы с жалобами потребителей финансовых услуг и разработать индикаторы и систему оценки уровня доступности финансовых услуг для населения и предпринимателей с учетом рекомендаций G20 и AFI. Большое внимание будет уделяться повышению финансовой грамотности населения и предпринимателей.

× Закрыть